Ангел. Продолжение.

Другой замечательный пророк Божий описывает существ иного рода: «…видел я Господа, сидящего на престоле… Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! …Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь…». Ис. 6.2, 6. Здесь Исайя даёт описание существ, имеющих каждый одно лицо, крылья (шесть) и руки (как минимум одну).

Правомочно ли всех духоносных существ называть ангелами? С одной стороны, нет. Ангел осмыслен как вестник, поэтому и в Иудейских и в Христианских классификациях бесплотные существа и силы имеют каждый отдельную позицию: серафимы, херувимы, ангелы, архангелы… Но вот, например, Иисус расширяет понятие Ангела, включая туда даже человека, в частности Иоанна-Крестителя (Матф. 11.9-10). Принесение вести — это функция, а не сущность. Таким образом, понятие ангела может быть приложимо к существам плотским и утрачивается существами бесплотными по мере их отступления от благой вести.

Здесь важно понимать, что природа существ может меняться, искажаться или преображаться, облагораживаться, но только в рамках их собственной природы. Несмотря на то, что Валаамова ослица выполнила роль Ангела, донеся до горе-пророка Божье слово, она не перестала быть ослицей и не стала духовным существом. Так же и с людьми: мы не становимся ангелоподобными, мы Христоподобны, Богоподобны. По природе и по устремлению. Нам невозможно представить как живут, мыслят и «утрясают» в себе волю Божью святые Ангелы, не имеющие плоти. Для нас единственным примером является наделённый плотью Человек Иисус Христос.

То, что природа существ преображается под влиянием господина, хорошо заметно на домашних животных: они всегда исполняют невысказанные желания своих хозяев, приобретая свойственные их покровителям черты характера, разнясь даже по интеллекту. Не случайно ослица пророка оказалась духовно восприимчивой!

Читая звероподобное описание духовных существ, легко скатиться в языческое мировосприятие. Разные живые существа достойны уважения. Но, понимая, насколько мы отличны друг от друга по природе, мы можем лишь наблюдать, не спеша с выводами и уж точно не смешивая одно с другим.

И уж точно не смешивая духовное с телесным. Пророки Ветхого и Нового заветов часто используют слова «как бы», «как будто», «наподобие» и тому подобные, всегда подразумевая аналогию наших понятий с тем миром, который созерцают. Словно Адам, давая наименование тому, что не названо; помещая в образ то, что не имеет понятного нам образа.

Итак, ближе к нам. Читая Писание, рассматривая иконы в храмах, у нас всё же создаётся впечатление человекоподобия Ангелов. Может, так и есть в том, что касается ангелов особой вести — Архангелов. Их два: Гавриил и Михаил (в Иудаизме новой эры они так и именуются: ишим — человекоподобные существа). Гавриил упоминается в двух местах Нового завета и оба они так или иначе связаны с миссией Иисуса Христа: он принёс весть Захарии о рождении Предтечи (Луки 1.19) и Марии о рождении Спасителя (Луки 1.26), а также был посылаем к пророку Даниилу (Ветхий завет, Дан. 8.16), откровения которого также связаны со временами Церкви.

В любом случае их человекоподобие совершенно иного рода, нежели наше Богоподобие. Если мы сущностно роднимся с Богом, то ангелы лишь имитируют внешнее сходство, в частности то, что описывается как «одежды блистающие» не является одеждой, ведь ангел не имеет наготы. Это такое тело. И туфли не снимаются с ног, это такое тело. Из структур тела выполнена имитация одежды и обуви, например, у «светоносного» ангела соткана из света.

Но даже если человекоподобное лицо ангела и отражает человекоподобную личность, есть кардинальное отличие природ человека и ангела. Ангелу дано вместить что-то одно: либо добро, либо зло. Поэтому делая свободный выбор однажды, он не может его изменить. Человек способен нести в себе противоположности, как земля произращает любое семя, которое в неё упадёт: и доброе и худое. Правды ради стоит сказать, что во флоре нет худого семени, те тернии и волчцы, не принося съедобных плодов, могут служить оградой от диких зверей и воров. А говорит нам о них Наставник, конечно подразумевая живых существ.

Может ангелы и люди имеют внешнее и личностное сходство, выбирая Богоподобие; может Бог наделил Своих посланцев таким видом, чтобы смягчить ужас от явления небожителя, ведь вид этот всё равно страшен: «Иоанн видит, что с неба сходит некий «сильный Ангел»… Ему приданы божественные черты. Подобно самому Богу и Сыну Человеческому, Он является облечённым в облако… Над головой его радуга, как вокруг престола Божьего… Его лицо, как и лицо Сына Человеческого в От. 1.16 сияет, как солнце. То же относится к его ногам, которые выглядят как столпы огненные (1.15). Все эти символические описания служат тому, чтобы сделать наглядным: Ангел наделён особо важными полномочиями и действует по поручению Бога и Сына Человеческого… Возможно, это Архангел Гавриил, если обозначение «сильный» понимать как игру слов. Дело в том, что Гавриил по-еврейски и означает «сильный как Бог»… Сильный Ангел очень велик. Он ставит ноги на море и на землю. Это означает, что он послан во всю вселенную. Вообще, следует заметить, что описания Ангелов в Библии совсем не напоминают те образы из церковной живописи, к которым мы привыкли.. В Библии…, а в Апокалипсисе особенно, Ангелы Божьи призваны вызывать страх, трепет и то благоговение, которое ни оперенные женственные существа, ни крылатые младенцы вызвать не в состоянии». (Ианнуарий Ивлиев «И увидел я новое небо и новую землю…» Апокалипсис).

Как же так случилось, что человек может быть приемником добра и зла в то время как ангелы такой возможности не имеют? Что в нас является той почвой для произращения любого семени? Наша чувственность. Ангел ею не обладает. Он может быть соткан из света, иметь математический интеллект и быть стабильным в выборе и могущественным в силе. Но он никогда не поймёт человека ни в его страдании, ни в его радости. Он и животное не сможет понять в его привязанности к хозяину или в голоде. То ощущение любви, удовольствия, тепла, запаха, прикосновения, всё, что даёт чувствительность тела, абсолютно недоступны ангелам. Они, глядя на на нас в вечном недоумении, не могут понять по выражению лица, испытывает человек боль или наслаждение, ведь в этих противоположных чувствах задействованы одни и те же мимические мышцы. Или, стоя на Литургии, человек почесался, это священнодействие по вдохновению свыше или что-то иное? Он же не может знать, как это, когда чешется.

Ангелы наблюдают за каждым действием человека, ведь только через человека им доступно понимание Творца. Нет, они не скучают. У них совершенно иное бытие. Но то, что есть у нас, есть только у нас: «Мы одни из всех тварей, кроме умной и логической сущности, имеем ещё и чувственное. Чувственное же, соединённое с умом, создаёт многообразие наук и искусств и постижений, создаёт умение возделывать (культивировать) поля, строить дома и вообще создавать из несуществующего. И это всё дано людям. Ничего подобного никогда не бывает у ангелов» (св. Григорий Палама).

Каждая живая сущность по-своему славит Бога и благодарит за жизнь. Не будем вторгаться в непонятный нам мир, нам бы остаться и стать Людьми. А вот что здорово: объединиться всему творению в этой хвале, уважая всякое проявление жизни и учась друг у друга верности своему Творцу.