Ангел.

Наш мир полон разнообразием. В нём сосуществуют абсолютно разнородные структуры, природы и сущности. Множество живых и непохожих друг на друга существ обитают в нём. И это не только теплокровные, к которым относится и человек, но и живые существа совершенно иного рода: ангелы. Они из другого, скрытого от нас, сакрального мира и мы, чтобы уменьшить страх от непонимания, наделяем их человекоподобием. Правды ради стоит добавить, что и животных люди зачастую очеловечивают. Между тем, это такой же чуждый мир иных существ. Не зря многие религии также идут по пути их обожествления.

Да, Библия порой доносит до нас образ иных сущностей с антропными признаками: они говорят (но и библейская Валаамова ослица заговорила (Чис. 22 гл.)); имеют лицо, ноги и …крылья, однако то описание, которое даёт пророк Иезекииль не поддаётся никакой визуализации: они «…как подобие животных: облик их был как у человека; и у каждого — четыре лица, и у каждого из них — четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их. …Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны — лице тельца… и лице орла… и лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасалось одно к другому, а два покрывали тела их. …И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила от огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. И смотрел я на животных, — и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их — как вид топаза… и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе… А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. …Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла… И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане…» Иез. 1 гл.

Далее в 10 главе пророк уточняет: «И у каждого из животных четыре лица: первое лице — лице херувимово, второе лице — лице человеческое, третье лице — львиное и четвертое — лице орлиное.» Иез. 10.14. Здесь херувимы имеют собственные, отличные от человеческих, лица.

Лицо подразумевает личность. Наипервейший признак личности — это свобода. В том числе свобода в выборе. Второй обязательный — способность отдавать; в послушании, всегда вытекающем из любви, исполнять волю другого, в принципе, вообще подразумевать другого.

Мы недооцениваем сложность такого поведения у ангелов. «…Единство ангельского мира совершенно отлично от нашего единства. Можно говорить о «роде человеческом», т. е. о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них — отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно их единство не органическое… Так можно было бы установить удивительное сближение между музыкой и математикой…» (В.Н. Лосский «Догматическое богословие»).

Именно способность выполнить чью-то (в частности, Божью) волю, несмотря на непохожесть на меня этого другого и непонимание его пожелания, сделало ангелов Ангелами с большой буквы, святыми Ангелами. Это же делает и людей Людьми, то есть личностями. Однако Ангелы с удивлением наблюдают наши сложности в этом процессе, ведь мы связаны одной человеческой природой, то есть имеем одинаковое устройство и казалось бы, нам не может быть затруднительно понять и поддержать друг друга. Но речь сейчас не о нас.

Продолжение следует…