Бог есть свет. Продолжение.

Другая сторона познания: проникновение в сущность изучаемого, получение всестороннего объективного знания о нём. В познании не может быть объекта несмотря на то, что говорит язык именно так: объект познания, как и в любви не может быть объекта любви. Есть субъект со всем сложным устройством, иначе это не познание и не любовь.

Библия практически уравнивает эти понятия: познание и любовь. Как муж познаёт жену посредством любви, так же мы постигаем любую истину. Здесь сливаются две сущностные характеристики Бога: Бог есть свет и Бог есть любовь.

Таким образом, Божий свет, обогащает, просвещает нас, безусловно затрагивая интеллект, но не ограничиваясь им. Владимир Николаевич Лосский в «Догматическом богословии» приводит рассуждения Григория Паламы по этому поводу: «Этот Свет, или озарение, превосходящее разум и чувство, — явление порядка не интеллектуального (как часто бывает «озарение» ума в аллегорическом и абстрактном смысле); это не явление порядка чувственного; но этот Свет наполняет одновременно и разум и чувства, являя себя всему человеку, а не какой-то одной способности его восприятия». На этом цитату следует остановить, потому что рассуждая далее, Григорий с Владимиром начинают противопоставлять свету, воспринимаемому чувствами (зрение, тепло) и свету разумения свет Божий. Это опрокидывает истину, приведённую в цитате и зафиксированную в Ветхом и Новом заветах и в самой жизни. Люди воспринимают Божий свет и чувственно (сияние лица Моисея и Иисуса, блистание Его одежды, чудо Фаворского огня) и интеллектуально через разумение Слова: «Слово Твое — светильник ноге моей» Пс. 118.105 и сверх того — всем своим существом, так, что невозможно передать словами, в тайне мистического опыта.

Сводить свет Божий только к мистическому опыту совершенно неправильно, но как будто именно его Симеон Новый богослов и подразумевает как Свет. Переживание близости Господа у каждого очень своё, в каждом оно уникально. Лексика каждого человека называет его по-разному и чувства разные люди могут испытывать разные и разной интенсивности. Кто-то может считать, что вообще не имеет мистического опыта, но это не факт.

Единственный аспект по которому можно определить действие света Божьего в человеке — его преображение. Греческое слово «метаноья», которое мы используем как понятие «покаяние», обозначает «изменение ума», но касается не только ума. Изменение-преображение касается всего человека: его мыслей, чувств, поведения. Просто всё это происходит через действие слова Писания, которое мы помним в уме, а точнее вспоминаем по подсказке сердца (ум ограничен, сердце бездонно), через принятие решения (также разум) и волевые усилия, начинающиеся опять же в сознании и вовлекающие уже тело.

Почему так важно понимание, что свет Божий имеет специфическое воздействие на человека с обязательным участием любви (как не поиска своего) и последующим благим преображением? Потому что есть и небожий свет. Он так же для нас сверхъестественен. Это свет светоносного ангела, Люцифера. Его вмешательство может действовать озаряюще на интеллект и вид он может иметь сияющий. Нет одного и главного: добра и его преображающего действия, то есть плодов любви и веры. К тому же Люцифер хоть и иная сущность, но такая же тварная как и всё видимое, так что он — свет тварный и при этом не хорош, как природный.

Источником природного света является огонь, начиная с огня свечи и заканчивая термоядерными реакциями в Солнце. В мире же потустороннем есть такая аномалия: огонь, который не даёт света, адский огонь.

А в Боге всё нормально и образ огня использует Библия, говоря не только о гневе Божьем: «…Бог наш есть огонь поядающий» Евр. 12.29, но и о Его ревности любви: «…ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее». Песни песн. 8.6-7. Источником Божьего света является огонь, огонь Его любви. Но огонь этот не для попаления плоти, а для уничтожения греха.

Водой и ветром такой огонь не затушить. И от него не убежать (куда? за пределы творения?) Для того, чтобы уцелеть, надо пустить встречный огонь. Огонь своей любви.