Одно из базовых откровений Евангелия говорит, что Бог есть свет. При всей понятности нашего отношения к свету природному, думается, что речь идёт о чём-то другом. О чём-то таком высоком, духовном. Однако секрет в том, что Христианская духовность включает в себя все уровни бытия, ни в коем случае не исключая материальность. Необходимо оторваться от греческо- (эллинско-) философского разделения духа и тела. В религии Христа демаркационная линия проходит иначе, отделяя грех от плоти, не пренебрегая самой плотью, потому что весь человек создан совершенным и он прекрасен.
Итак, свет Христов, свет Преображения, Бог есть свет… О чём речь? Традиционно принято считать, что речь идёт о нетварном свете. Не о том, который Бог сотворил в первую очередь: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы». Быт. 1.3-4. Однако какая замечательная фраза: и увидел Бог свет, что он хорош! Бог так же как и мы способен получать новые знания и опыт, и это связано с Его творчеством. Неправильно понимать, что совершенство Божества — это некая статичность; Его совершенство динамично, для Него оно так же Путь. Именно так свидетельствует Христос о Себе: «Я есть путь, истина и жизнь…» Иоан. 14.6. Он не только путь для нас, Он Сам — Путь, движение, динамика.
Между тем, Бытие повествует об акте творения, а не о сущности Творца. Некий свет является самой Его сущностью, природой, по свидетельству Апостола Иоанна в Духе Святом: «Бог есть свет…» Иоан. 1.5. Это и есть искомое неизвестное.
Первое, что представляется необходимым сделать на пути этого исследования: отбросить всякое видимое и чувственное восприятие в явлениях Божьего света. Как, например, воспринимаемое видимым образом сияние Иисуса во время Преображения (Матф. 17.2), сияние лица Моисея, спустившегося с Синайской горы после сорокадневной беседы с Господом (Исход. 34.29) или свидетельство Фаворского огня нашими современниками.
Конкретную характеристику Божественного света даёт Иоанн в основе своего свидетельства: «Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Иоан. 1.9.
Итак, свет Христов — это свет просвещения. Так говорит Писание. Традиционно мы воспринимаем это как «учение-свет, а неучение-тьма», как приобретение интеллектуального знания. Безусловно, это так. Сложность в том, что деление человека на его составляющие, как тело, интеллект, чувства, какой-то неведомый никому дух, весьма схематично и условно. В реальности они нераздельны и действуют сочетанно, взаимно проникая и обогащая одна другую. Так, наряду с термином знание, Библия оперирует термином «познание», и он именно об этом. Приобретая любое знание (даже о математических закономерностях), мы преображаемся, сначала удивляясь и восхищаясь (а это чувства), усваиваем его себе и оно уже строит и меняет нас невидимым для нас образом.
Так работает любое знание: и добра и зла. Именно поэтому познавать надо только разумное, доброе, вечное.
Продолжение следует…