Бог и сатана. Продолжение.

Итак, Ветхий завет: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане… И отвечал сатана Господу…» Иов 1.6-7. Сатана находится на Небесном круге. О круге говорится и в предыдущем стихе об Иове: «Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день… Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их…» Иов 1.4,5. Это не простое совпадение, а полная аналогия. Сатана, являясь творением Божьим, Его детищем, Его, так сказать сыном, до поры-до времени не оставался без Господнего попечения.

Интересно, как Джон Мильтон в поэме «Возвращённый рай» озвучивает диалог Иисуса и сатаны в пустыне искушений. Тот чёрт с рогами, каким его представляют простые души, обладает всей силой обаяния и убеждения, когда предстоит в виде Ангела света (2-Кор. 11.14). Ну или в роли несчастного человека, «давя на жалость». Весьма многословно и красноречиво он пытается убедить Сына Божьего в своей заинтересованности, ведь всё творение только и говорит, что о Нём, и сатана тоже хочет понять. Он втягивает Иисуса в долгую полемику, применяя свою обычную тактику. То, что мы читаем в Евангелии, может быть сокращённой версией этого противостояния, ведь «…если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Иоан. 21.25.

Новый завет: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию…» Луки 10.18. «…князь мира сего осужден» Иоан. 16.11 и приговор в процессе исполнения. «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней». Ис. 14. 12-15 — пророчество, исполнившееся в Новое время. С этого времени общение Бога и сатаны прекратилось. Сатана, всё более укореняясь в клевете, стал дьяволом, «клеветником братий наших» (Иоан. 12.10). Он слетел с небесного круга, когда обнаглев вконец, посмел клеветать Отцу на Сына: «Если Ты Сын Божий…» Матф. 4.5-7.

Именно поэтому Иисус говорит: «…ибо идет князь мира, и во Мне не имеет ничего…» Иоан. 14.30. Если в Ветхом завете Иов мог сказать: «…неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Иов 2.10, то в Новом зло становится совершенно отделённым от Бога. Теперь мир делится не на добро и зло в нашем восприятии, а на то, что исходит от Бога (добро) и что от Него не исходит (зло).

Дьявол оказался в параллельном мире вместе со всеми людьми, не пришедшими к Богу через Иисуса Христа. Тем, кто вошёл в Небо (во Христа): «веселитесь, небеса и обитающие на них!»; тем, кто остался на земле: «горе!».

Зачем Бог так с нами? Зачем Он поместил нас с средоточием зла в одном месте? Ну пусть катится в преисподнюю, куда он и сброшен по Писанию: «ты низвержен в ад, в глубины преисподней», а нас оставьте в покое! Дело в том, что земля — это промежуточная станция по пути следования «Небо — преисподняя». Этим путём следует человек, этим же путём слетел и сатана.

Он вообще с самого начала имел особенный интерес и точку притяжения к земле. Можно предположить из повествования 1 главы книги Иова, что Бог всем Своим сынам (ангелам?, богам?) задавал один и тот же вопрос: «откуда ты пришел?». Так же Он интересуется и местоположением Адама: «где ты?» Быт. 3.9. Можно предположить в силу безмерности творения, что «сыны» разбредались в созерцании по всему мирозданию. Кого-то влекла магия огня и он становился его духом, кого-то — воды и так по всему творению. Сатана же был «прикован» к Земле. Сначала завистью, потом и злобой в силу непонимания. Мечтая стать её духом, духом людей.

Отсюда и устоявшееся его самонаименование: князь мира сего. Никто не короновал его этим титулом: он — самопровозглашённый царь. Истинный Князь мира, Отец вечности, Бог крепкий, Советник, Чудный (Ис. 9.6) — единственный, и Он — Господь наш!

Между тем Писание не разделяет людей по времени, и мы терпим те же искушения, что и древляне — дьявол клевещет. Но делает он это теперь исключительно через людей. По воплощению Сына единственный голос, который слышит Господь — человеческий. Теперь актуально то, что сказал Апостол Иаков в своём соборном послании о человеческом языке: «Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию…» Иак. 3.9. Люди перехватили пальму первенства у дьявола и выполняют его функцию, осуждая и проклиная.

Устроит тебя такая роль или ты всё-таки со Христом?