Внешнее зло мы получаем от природных условий обитания и от других людей. Сложней обстоит дело с болезнями тела неинфекционной природы, ведь это внутри меня. Мечтая об избавлении от внешнего зла, мы фактически просим Бога, чтобы Он посадил нас в колбу. Но тогда получится препарат для кунсткамеры. Пусть колба будет попросторней- и вы- обитатель зоопарка. Господь наш не смотритель зоопарка. Он хочет иметь дело с Себе подобными и абсолютно равными. И по интеллекту, и по способностям.
Таким образом мы неизбежно приходим к свободе выбора человека. Как ни крути, а Бог действительно допустил зло в Эдемский сад. Именно для того, чтобы предоставить первым людям возможность этого выбора. Чем Бог виноват, что человек выбирает то добро, то зло?
Согласно взгляду игуменьи Арсении Бог не попускает болезни. Базовым Словом о попущении зла в мире является то, что Бог «…в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями…» Деян. 14.16. Он дал нам возможность жить в соответствии со своим выбором. Это мы сами выбираем жизненные пути, не имея никакого представления, что мы можем там встретить. А наткнуться можно на что угодно, учитывая, что живём мы в условиях враждебной окружающей среды, добавляя к этому последствия своих грехов.
Это так характерно для человека, живущего по собственной воле, прямо-таки ставить в обязанность Богу сохранять его от падений. Я буду жить как хочу, сеять, что попало, но Ты должен проследить, чтобы выросло только доброе. Нет, дружок, что выросло, то выросло. Люди сами сформулировали себе цель своего рождения, как вечный праздник без печали и болезни, напрочь отрицая факт своей смертности. Библия говорит иначе: «человек рождается на страдание, как искры, чтоб устремляться вверх». Иов 5.7. В этом случае простой ответ на сложный вопрос- почему люди (дети и взрослые) болеют?- звучит так: потому, что они смертные. Каждый от чего-то умрёт. Бог не попускает конкретную болезнь конкретному человеку, она коренится в человеке по его природе, как вестник смерти. Мы рождаемся, неся её в себе, научно- имея предрасположенность к ней. Все, и дети. Мы выдаём желаемое за действительное, и это наша собственная погрешность. Наука поддерживает нас в этом заблуждении, обещая биологическое бессмертие.
Но будем объективны. Человек имеет право на такую логику. Жизнь абсолютно антагонистична смерти. Поэтому смерть всегда обескураживает. И её гнусные инструменты в виде болезней и душевных страданий нами отвергаются, мы содрогаемся от их приближения, боимся их. Это нормально! Человек рождается для жизни! Именно поэтому мы молимся каждый день и о хлебе насущном, и об избавлении от искушений, просим продлить наши дни на земле и рожаем детей. Для жизни!
Однако, порой, измучившись от боли (своей и чужой) и трудности ежедневного выбора, мы кричим в небо: 1) Чем лично я виноват в первородном грехе, своей природе и факте своего рождения как такового? 2) Зачем вообще Бог предоставил человеку выбор, раз он не в состоянии сделать его верно? И давайте, наконец, уже ближе к заявленной теме!
Ну что поделать, если дорога к ответу завалена другими серьёзными вопросами и претензиями. Итак, конкретно по теме. Люди, приходя в мир, получают сложившиеся условия существования и живут, естественно «по стихиям мира, а не по Христу» Колос. 2.8. Имеются в виду, законы природы, включая тленность физических объектов, наличие других людей, получаемое воспитание, ну и своё собственное устройство как индивида. Человек плывёт по произвольным течениям жизни, прилагая усилия для реализации лучших условий, как он их предполагает. Получая травмы и набивая шишки. Сам. Он никак не может дозировать зло, причиняемое ему другими людьми или сложившимися условиями. Нет путеводителя, который выстраивает его жизнь, никто не обязан его и подстраховывать и что-то гарантировать. Значит и обвинить и переложить ответственность за проблемы и болезни не на кого. Природа не разбирает людей на хороших и плохих. Конечно, закон сеяния и жатвы работает. Но в целом, никто не несёт ответственности за жизнь человека, кроме него самого. Человек живёт на территории зла, и оно может проявить себя как угодно.
Люди, вступившие в завет с Богом, получают другие законы жизни. Где добро побеждает зло. И начинается это с внутреннего пространства самого человека. С этого момента он имеет карту с помеченными гиблыми и безопасными местами и надёжного Проводника, Который лично прошёл этот путь и Сам составил эту карту. С заключением Завета, зло в нашей жизни становится подконтрольным, во-первых и главное- мне в себе, ведь окончательный выбор остаётся за мной. Во-вторых, мы уже живём не по стихиям мира, а по Христу, и Бог чётко контролирует внешнее зло, помогая нам прожить Слово по силам, а не так, чтобы что-то нас погубило. Теперь Он попускает зло. Сам принцип попущения Богом конкретного зла доступен исключительно людям Завета, Ветхого или Нового. Только верующий от всего сердца человек может быть убеждён, что «…верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так-чтобы вы могли перенести». 1-Кор. 10.13. В отличие от людей мира, где никто не дозирует входящее зло.
Продолжение следует…