Мы не понимаем, до какой степени Бог создал человека подобным Себе. В размышлениях по разным темам мы заходим то с одной, то с другой стороны в познании Господа. Зачастую мы представляем Иисуса совсем не таким, как о Нём говорит Писание. Нам кажется, что Он такой безэмоциональный, неконфликтный и уж точно не несущий внутренних противоречий. Якобы в Нём отсутствовала внутренняя борьба, свойственная всем думающим людям. Но Евангелия повествуют прямо противоположное: Иисус проявлял Себя весьма эмоционально: не сдерживал Свой гнев, когда он разгорался, конфликтовал с законниками, часто выражал недовольство учениками, в общем брюзжал.
А Ветхий завет практически на каждой своей странице описывает раздирающие Божество чувства, как Бог готов в любую минуту уничтожить злобное человечество. Его гнев так безмерен, что Он вынужден ставить ему рамки, например, в виде радуги, напоминая Самому Себе об ограничении, которое Сам же на Себя наложил (Быт. 9.9-16).
Почему мы боимся представить Бога таким, как мы сами? Потому, что не доверяем Ему и не любим в себе Его замысла. Раз грех связан с эмоциональностью, не умея отделить одно от другого, выбрасываем всё вместе. (Стремясь к бездушности?..) А тем не менее, единственная причина нашего постоянного выбора та, что Бог непрерывно находится в таком же состоянии, а мы во всех своих противоречиях повторяем Творца. Если исключить тягу к греху.
Какие противоречия свойственны Господу? Выбор между справедливостью и милостью. Справедливости требует святость Божья, которая не терпит греха. «Возмездие за грех- смерть…» Рим. 6.23. Каждый раз, когда грех совершается в мире, Справедливость требует смерти согрешающего. Гнев Божий, описанный недвусмысленно и красочно на страницах Старого завета, является эмоциональным проявлением требований справедливости. Но пережив вместе с горемычным человечеством воды Потопа, Бог мучается с любой душой, расстающейся с телом. Сколько безысходности заключено в фразе: «не хочу смерти грешника» Иез. 33.11! И в Своих уничтожающе-закономерных чувствах Он ищет лазейку для милости, тянет время.
«И утолю над тобою гнев Мой, и отступит от тебя негодование Мое, и успокоюсь и уже не буду гневаться». Иез. 16.42.
«На малое время Я оставил тебя, но с великою милостию восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостию помилую тебя, говорит Искупитель твой Господь. Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинуться, и холмы поколеблются: а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь». Ис. 54.7-10.
Вечная милость- к людям Завета. Что же это за лазейка? Господь наш Иисус Христос. Согрешаешь ты, а наказывает Бог Его. Вот такая Божья справедливость. И цена милости к нам.
Таким образом, все наши чувства в отношении обидчика правомочны (Смотрите статью «Чувство обиды»). Понятие справедливости вложено в человеческую природу: некто нам досаждает, а мы думаем: чтоб ты сдох. Если не считать существенный нюанс- мы никогда так не думаем про себя. Поэтому и справедливость наша кособокая, дефективная, а «гнев человека не творит правды Божией» Иак. 1.20. Но мы порой его испытываем, это факт. Разные люди от разной меры раздражителя, но все! В этом ещё нет греха- тем самым мы отражаем чувства Бога. Так отражайте их и дальше. Потому, что Господь не останавливается на них, а путём сложного эмоционального выбора, исполняет заповеди любви и движется к желанию милости. В отношении каждого греха. То, что с нами происходит эпизодически, в Нём циркулирует постоянно. И милость к грешнику лежит для Него через кровь Сына, через Свою кровь. Через гамму чувств и трудный выбор. А теперь и через мою плоть и кровь, «до разделения души и духа, составов и мозгов» Евр. 4.12.
Подытоживая тему о Божьем попущении зла, вспомним историю переписи царя Давида. Он, принимая царство, решил посчитать всё, что ему дал Бог. Господу это было неприятно и Он оповестил Давида о наказании через прозорливца по имени Гад (1-Пар. 21.1-12). На что царь ответил: «…тяжело мне очень; но пусть лучше впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его, только бы не впасть мне в руки человеческие» 1-Пар. 21.13. И мы вместе с Давидом. Понимая: самое страшное, что может случиться с нами- слово Господа, как смертный приговор: «Потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам». Пс. 80.13.