В статье «Искушение» было обещано в одной из последующих статей поделиться размышлениями на тему попущения Божьего. Это очень сложная тема, возможно самая трудноперевариваемая, потому что касается как первопричины появления зла в мире, так и любого выматывающего нас зла.
Меньше проблем в этом вопросе пока мы ограничиваемся только Евангелиями. Особенно когда люди оперируют кабинетными, оторванными от жизни, выкладками. Оторванными от жизни потому, что ты, рассуждая, сам не проходишь на практике то, о чём говоришь. Говоря об абстрактной болезни, не испытываешь боли; глядя на ситуацию чужого искушения, сам не находишься внутри него.
Новый завет со страниц Евангелий и Апостольских посланий повествует нам о двух личностях, конкретных, разных и противостоящих друг другу источниках добра и зла. Всё добро- от Бога, зло проистекает от дьявола. Откровение Иоанна Богослова констатирует, что мир будет избавлен от зла и сможет адекватно реагировать на Божье присутствие только путём изъятия источника зла, то есть дьявола, из среды людей и его изоляции: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы…» От. 20.1-3.
Очевидно, что Бог имеет власть над дьяволом, более того, в Его замысле однажды устранить его вовсе. Почему Ему не сделать это прямо сейчас? Любому мало мальски думающему человеку понятно, что Бог попускает (разрешает, позволяет) злу находиться в мире. Но тогда Он, как любящий Отец, должен и оградить нас от него. Вот, и Иисус молился об учениках: « не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла…» Иоан. 17.15. Но Христиане, как и все люди, продолжают болеть и страдать.
Всё ещё больше усложняется, когда мы начинаем изучать Ветхий завет. А это обязательно, потому что «все Писание богодухновенно и полезно для научения…» 2-Тим. 3.16. Библия в полном объёме позволяет нам познать и Господа во всей полноте, ведь Он не изменился с течением времени. Тогда совершенно непонятно, как уложить в голове первые главы книги Иова, когда Бог просто-таки беседует, договаривается с врагом человека о его судьбе и, поддавшись искушению сатаны, проводит Своего человека через страшные испытания.
Мы часто свысока и с пренебрежением смотрим на древлян. А они-то побольше нашего были способны верить Богу. Легко верить в Бога условно, то есть с условием, что Любовь не причиняет боли. А сможешь верить, как Иов: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Иов 2.10. Больше всего боли и случается в любви.
Иудеи, вступая с Богом в завет, понимали, что, выполняя условия завета, они получат от Бога добро в виде благословения, не выполняя- зло в виде проклятия. Это привело к такой рассудительно- расчётной вере, в которой и веры уже не было, а только естественный закон сеяния и жатвы- что посеешь, то и пожнёшь. Сам-то Бог смотрит на это иначе. Ему нужен свободный выбор человека, в основе которого лежит его собственное желание. Такая модель, когда человек исполняет Его заповеди не потому, что так надо или потому, что он получит конфетку в виде благословения, награды или венца (а терновый венец Христа не хочешь?), а потому, что это продиктовано внутренним устройством самого человека. Тогда ты не будешь оценивать Господа, как что-то внешнее. И зло ты не будешь так оценивать. И своё спасение.
Тогда слова Иисуса о просьбе сохранить нас от зла мы прочитаем не снаружи, а изнутри- от нашего собственного зла. Ведь наше спасение в этом и заключается: «ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Матф. 1.21.
Продолжение следует…