Отправной точкой нашей темы послужил диалог, приведённый Антонием Сурожским в книге «Быть христианином»: «Хорошо, вы верите в Бога. А Бог-то — во что Он верит?» И я ему ответил: «Бог верит в человека».
После того, как Советская идеология выбивала из людей веру в Бога и вбивала веру в человека, нам трудно принять такой взгляд. Но наш путь таков, чтобы понять, что зла как отдельной величины не существует. Наша задача в различных проявлениях жизни и человеческих мировоззрений отыскать рациональное зерно, отделить его от наслоений, расставить верные акценты, поставив во главу Христа.
Обратимся к одной из самых непонятных и шокирующих притчей, притче о злых виноградарях. «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидевши сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти…» Матф. 21.33-41.
Что в этой истории удивляет? Ну конечно, в первую очередь, наглость виноградарей. Мало их вызывающего поведения, вообще непонятно, на какое право наследства они рассчитывали? Странно, но именно так выглядел бунт сатаны. Джон Мильтон в своей поэме «Потерянный рай» описывает обиду, которой проникся Люцифер, когда Бог представил вселенной Своего Сына. Будучи совершеннейшим из созданий ( в поэме это происходило до сотворения человека), Люцифер почитал себя за сына. И тут конкурент!
Человек в своём падении в точности повторяет путь сатаны, противостоя слугам Господним и Сыну. Об этом повествует притча.
Но что самое непонятное, так это поведение хозяина; какое-то до крайности глупое. Как поведение невежественного младенца. Тогда как такой человек мог стать хозяином имения и держать в подчинении множество людей? Священник Павел Великанов предлагает такой взгляд: виноградари не были случайными людьми, хозяин знал их с детства, они росли и дружили с его детьми. Вместе с его сыном лазали по деревьям, плескались в речке и сбивали коленки; таскали куски со стола и никто не делил детей на своих и чужих.
И вот из добрых детей вырастают злые взрослые. Но отец семейства помнит их добрыми детьми. Здесь ключ к пониманию такого вроде бы нелогичного поведения работодателя. Он просто отказывался верить происходящему, зная их совсем другими. Ровно так смотрит Бог и на нас: Он не хочет верить в наше зло, Он видит нас добрыми, такими, какими Он нас собственно и творил. Он верит в человека.
Ставя себе труд читать Библию внимательно, мы открываем заново Творца. Притча заканчивается вопросом Иисуса: что сделает Бог? Не Он вынес приговор, но предоставил это людям. И люди приговорили свойственно своей природе: предаст злой смерти. Око за око, зуб за зуб. Об этом справедливость — добро за добро, зло за зло.
Вспомним ещё одну историю: с расслабленным у купальни Вифезда (Иоан. 5.1-9). Пролежав много лет на одном месте, на что надеялся больной человек, чего он ждал? Бога? Он сказал иначе: «…не имею человека, который опустил бы меня в купальню…». Он ждал человека и Человек пришёл.
В личности Иисуса Христа коренится тайна Божьей веры в человека. Бог, полностью веря в Своего Сына, верит в потенцию человека уподобиться Ему, войти в Него. Не в человека, опутанного страстями, а в человека освобождающегося от страстей силой Христа.
Бог не просто верит в человека, Он вверяет Себя ему, как вверил Младенца маме Марии, как вверил Иисуса всем нам.