Мы не раз говорили о воле Божьей или человеческой и будем ещё не раз обращаться к этой теме. Читая Писание, складывается ощущение, что эти две воли, воли двух таких разных сущностей: человека и Бога всегда разнонаправлены. Приступая к анализу церковного Предания всё усложняется ещё больше и вконец запутывается.
Трудности начинаются с самого понятия: что такое воля? Равна она желанию или нет? При тщательном размышлении приходишь к выводу, что не равна. Воля проявляет себя в выборе. Кому-то кажется, что Бог устроен как совершенный автомат, а трудности, связанные с выбором присущи только человеку в силу его греховности. Однако выбор нам приходится делать не только между добром и злом, но и между двух зол, выбирая меньшее, как и между добром и добром, где левое ничуть не хуже правого, просто идти надо в противоположную сторону.
Воля Бога актуализируется абсолютно так же: в выборе. Он предельно честен и не наложил на нас бремени, которого не нёс бы Сам. Однако это направление для ещё одной статьи по теме воли.
Здесь разговор пойдёт несколько о другом. В Библии так часто звучит противопоставление нашей воли и воли Божьей, что кажется, в какую бы сторону я ни пошла, Бог всегда выбрал бы другое направление. Если уж у Сына Божьего возникла такая дилемма (в Гефсимании: «не Моя воля, но Твоя да будет»), то со мной это должно происходить постоянно. В таком понимании мы приходим к тому, что боимся призывать и провозглашать волю Господню в трудной жизненной ситуации. Мы думаем, что всё, что может Он нам предложить в качестве выхода: подставить другую щёку и не противиться злому.
По невозможности в большинстве случаев принять такую позицию, мы бросаем надежду на Бога и действуем самостоятельно. А потом теряемся в оценке наших с Господом отношений: верующий я или неверующий; сын (дочь) Царя или совсем наоборот; верный или лукавый раб? Житейская ситуация худо-бедно разрешилась, а нам так и нет покоя.
Ошибка коренится в понимании воли Божьей и Его сущности как таковой. Став детьми Божьими, мы не стали мальчиками для битья в руках Отца-тирана. Это неправда, что воля Его сводится к терпению зла, как будто Он Сам в отношении этого зла бесправен. А правда в том, что Бог никаким образом не является инициатором наших конфликтов и привлекать Его на какую-то враждующую сторону значит совсем не понимать какой Он есть. Бог против собственно противостояния. Привлекая Его как помощника, мы получаем не утверждение своей правоты, а ликвидацию конфликта как такового. У Бога всегда неожиданное решение именно в силу этого. Он не станет оспаривать твою правоту, более того, Он согласится с ней, но скажет: она Мне препятствие. Именно потому, что настаивая на своей абсолютно законной правоте, соперника можно только низложить. Так действует закон. Бог поднимается над законом и низлагает не провинившегося соперника, а конфликт, скандал, соблазн, а с ним — «отца» любого противостояния.
Таким образом, молясь о воле Божьей в ситуации противостояния со злым человеком, мы не соглашаемся с правом этого человека поступать так, но привлекаем действие Божье в каждом из участников, не исключая себя таких правых. Это ломка. Ведь действительно придётся себя менять, а на это и есть воля Божья, Его желание видеть тебя таким и Его трудное решение в ситуации, «касающейся зеницы Его ока» (Зах 2.8), то есть касающейся Его ребёнка. Это ломка не только для тебя, но и для Него. Он может, значит и ты силою Божьей сможешь.
Таким образом зло нашей жизни никогда не бывает по воле Божьей, ни даже по Его попущению, оно просто есть как факт сложившегося мира; «вас постигло искушение не иное, как человеческое…» Кор. 10.13. Он не попускает нам злых людей, они просто есть и встречаются нам; мы живём в мире, а не в колбе. А вот изменения, и даже не сами изменения, а возможность проявления любви в своей природе (по всем критериям 13 главы 1 Послания Апостола Павла к Коринфянам: терпение, отсутствие зависти, гордости, вообще поиска своего) происходят с нами в соответствии с волей Всевышнего. И не надо думать, что для Него это легко. Трудно, как и нам.
С такой установкой необходимо читать и все места, говорящие о воле Божьей так, что кажется Сам Бог попустил поражение: «…ибо от Меня это было» 3-Цар. 12.24. Но что говорится выше? «Так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими…». «Мои ли пути неправы… не ваши ли пути неправы?» Иез. 18.29.
Ещё одним важным моментом в понимании действия Божьей воли является отсутствие насилия и подавления с Его стороны. Мы не замещаем свою волю на Его, а приводим их к согласию, к полноценному и равноправному, и Он так же порой уступает нам, как и мы Ему. Бог склоняет желание человека (и тебя и соперника) к добру, но каждый поступает в соответствии со своим решением. Господь только визирует, запечатляет твоё решение, говоря: «Ты хорошо подумал? Да будет так». Это Господне «да будет так» на страницах Библии мы воспринимаем как Его волю, Его решение. На деле это решение человека, смиренно запечатлённое Богом.
Так что, принимая любое решение, хорошенько думайте, почему вы это делаете: это необходимо лично вам, или это дань моде и этого от вас ожидают другие люди? Главное, чтобы оно было осознанно и мотивировано исключительно вами, ведь это вы живёте свою жизнь. А в случае ошибки и винить кроме себя будет некого.
До встречи на страницах Писания!