Враг мой.

Библия говорит о любви и ненависти, о ближних и чужих, о друзьях и врагах. Во многих понятиях мы путаемся. От этого, следуя от постановлений Ветхого завета, которые хоть как-то понятны, и достигая заповедей Христовых, мы всё больше впадаем в недоумение: выглядит так, что Бог в конце концов ожидает от нас любви просто ко всем без разбора.

Проблема усугубляется тем, что нам всё трудней разобраться в ближних, друзьях и врагах: кто есть кто? Одни и те же люди регулярно переходят из одной категории в другую, плюс к этому мы сами назначаем их в зависимости от сиюминутного настроения. Однако Христианство осознанно-стабильно и в большей степени является волевым решением по любому вопросу.

Если с категориями ближних и друзей мы ещё можем кое-как разобраться даже чисто интуитивно, то с врагом гораздо сложней. Являясь в основном людьми миролюбивыми, нам трудно нажить настоящих врагов. Зачастую единственное, что мы можем себе представить, это врага Отечества. Такая поверхностность очевидна из реплик противников Христианства, когда они пытаются доказать несостоятельность Христовых заповедей в отношении интервентов. Такие люди не хотят или не могут мыслить личностными категориями, а сразу подтягивают к себе людскую массу, теряясь в толпе.

Иисус не об этом. Конечно, Он и об этом тоже, но нам, живущим каждый в рамках своей личности, гораздо актуальней разобраться с тем, что касается лично нас. Итак, слово Божье говорит о твоём личном враге: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» Матф. 5.44-46.

Мысленно проверив себя и своё окружение, мало кто сможет найти конкретного человека, которого можно было бы наделить таким громким титулом: «мой враг». Таким образом сразу же отваливается и необходимость исполнять эту, на первый взгляд, невыполнимую заповедь.

Разбираемся дальше. В приведённой цитате говорится не только о тех, кого я назначил врагом, но и о тех, кто назначил своим врагом меня: проклинающие вас, ненавидящие вас, обижающие и гонящие вас, и просто не любящие вас. Мы как будто втянуты в эту вражду и как будто эти люди автоматически становятся мне врагами. Или нет? На деле очень часто нет. На деле, сами того не замечая, мы выполняем такое пожелание Господа: «не воздавайте злом за зло» Рим.12.17; 1-Петра 3.9. Потому, что дело касается наших близких и любимых людей. Кто не пережил неразделённую любовь? Может, и нет таких. И в это время человек исполнял неисполнимое: « Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?».

Всё усложняется тем, что в моём ближнем находится и друг и враг, и действуют они попеременно. Человек двоякое и лукавое существо, а единственные люди, кого Иисус обозначил врагами — наши родные и любимые, люди, с которыми мы делим кров, а иногда — постель: «И враги человеку — домашние его». Матф. 10.36.

Но это именно те, кого мы любим больше всех! Вот и выходит, что исполнить Божью заповедь легко, когда исполняется она любовью.

При том, что мы не имеем (как правило) постоянного врага-человека, мы переживаем множество неприятных моментов с врагами ситуационными. По Паскалю: «Между жизнью обыкновенных и святых людей общее то, что те и другие стремятся к блаженству; разница только в предмете блаженства. Те и другие называют своими врагами препятствующих им в достижении цели» («Мысли»). Обыкновенные люди считают, что препятствия им чинят люди, святые подразумевают врагами свои страсти.

Рене Жирар в своей книге «Завершить Клаузевица» озвучил замечательную мысль (пожалуй, единственно стоящую в этой книге): война начинается не с нападения, а с ответного удара. Интервенция — это плохо, но это ещё не война. Война — дело обоюдное. Это невозможно в стратегическом смысле, когда дело касается границ Отечества. Иисус всегда не об этом. Он лично о тебе. Он о том, что «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Рим. 12.19-21.

Есть ещё один секрет в этих словах: есть враг человека, а есть враг Бога, враг плотской и враг духовный. Когда Бог говорит, что на голову врага соберутся горящие уголья, речь идёт не о плоти, и возможно даже, не о человеке. Брань Христиан и Самого Господа Бога «…не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Еф. 6.12. И речь идёт уже не о твоих врагах, а о врагах Божьих: «…не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия». 2-Пар. 20.15.

Несмотря на то, что некоторые отцы Церкви говорят о любви и к падшим духам, это всё-таки отклонение от того, что имеет в виду Господь. Дьявол, вот уже две тысячи лет, — Его личный враг. И если вы соглашаетесь с нашими рассуждениями, каким образом он сверзился с небес (Отец не стал терпеть клеветы на Сына), очевидно, что не надо пытаться быть святее Самого Господа Бога. А кто правильно понял действие сатаны, осознаёт, что это чуждый и очень злой дух; в нём нечего любить. Неужели ваше сердце расширено до семи миллиардов живых людей и нескончаемого числа ушедших? Вряд ли. Нас на собственных детей не хватает.

В рамках нашей темы стоит сказать о том, что русский язык (как и любой другой) при своём разнообразии и достаточности, временами нуждается в уточнениях. В частности, мы владеем только одним словом «любовь». Например, в греческом, слов, обозначающих это состояние четыре: филия, сторге, агапэ и эрос. Русский синодальный перевод Библии был сделан с греческого языка и иврита, где в оригинале на месте «любви» стоят очень разные значения.

Так «агапэ» обозначает полную и безусловную любовь и характеризует отношение Бога к нам и (в идеале) нашу любовь к Нему. Это обозначено так: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим…» Луки 10.27. Кажется, что Писание призывает нас любить Бога как себя. Ведь это только себя я могу любить всем своим сердцем. На самом деле человек, трезво себя оценивающий, не может принять своё дурное наравне с добрым. Мы любим себя выборочно. В Боге нет худого, а потому Его возможно любить больше, чем себя. Прямого такого призыва нет, но фактически люди Божии любят Его именно так, без оговорок.

Очень близко по смыслу к «агапэ» «филео». Это дружба между Давидом и Ионафаном, которую один из друзей описывает так: «…ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской». 2-Цар. 1.26. Часто это супружеская любовь (в комбинации с «эрос»). Это то, что сказано о любви к ближнему: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» Марка 12.31.

«Сторге» подразумевает взаимоотношения гражданско-правовые и расширяется чуть ли не до всех людей, включая личных врагов. Здесь уместно привлечение органов власти при нарушении своих прав и любые действия, связанные с светским законодательством. Библия называет таких людей «внешними», и с ними нужно стараться быть в мире. При невозможности этого: «…то да будет он тебе, как язычник и мытарь» Матф. 18.17, то есть как несуществующий. Возгревая в себе негодование, вы на самом деле всё более привязываете себя мыслями и чувствами к злому человеку — лучше о нём вовсе забыть. Господь — судия всем нам.

«Эрос» как будто не нуждается в комментариях, однако, наше представление не совсем верно. Так обозначаются не только отношения сексуальной близости, но и любое влечение, продиктованное эгоизмом, моим собственным желанием: я ищу своего.

Учитывая, что живые люди и их взаимоотношения отличаются большим разнообразием, и наша любовь перетекает из одной разновидности в другую и часто является их сочетанием.

В заключение пожелаем всем побольше искренних друзей и отсутствие врагов. А коли такие найдутся: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» (Александр Невский в перефразе Иисуса Христа).