Мы не понимаем как действует Бог. Общаясь с людьми по этому поводу, всё выглядит ещё хуже — мы совсем не понимаем как действует Бог. И тотальное, абсолютное непонимание касается самого, казалось бы, близкого, для понимания и данного вочеловечившегося Сына Божьего Иисуса Христа. Все наши представления сводятся к тому большому Богу, Который всё решает, и все косяки за нас исправляет, и все ситуации разруливает. Мы рассчитываем, что нашу работу кто-то сделает за нас: Бог исправит того человека (не меня) или я помолюсь святому, а он пусть пороги Господни обивает, молится за меня Богу. А что же не сам? Кто лучше тебя сможет аргументировать твою нужду?
Между тем, человек, рождённый Свыше, имеет все инструменты познания в своём распоряжении: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» Филип. 4.13. Можно зайти ещё раньше: в человека, созданного по образцу Творца, уже от рождения включено большинство из этих инструментов. Мы интуитивно понимаем, что «единство духа» — это не то, что сходит на нас сверхъестественным образом, а какое-то настроение общения, которое зависит от участников. Светски мы понимаем эту фразу иносказательно, где «дух единства» подразумевается как результат личных усилий каждого: внимания и уважения. И в этом больше понимания, чем представление многих Христиан, что сойдёт какой-то магический дух и нас всех научит и примирит.
Нельзя сказать, что кто-то неправ. Так же, как и не может быть правдой никакая крайность и односторонность. Человек, обладая природным естеством, так же естественно запитан в вечности. До такой степени абсолютно верно слово Господа: «без Меня не можете делать ничего» Иоан. 15.5, что эта сверхъестественная «запитанность» в Горнем является неотъемлемой составляющей человеческого естества. Мы естественно-сверхъестественны. Человек только тогда становится человеком, когда стремится выйти за грань себя. Но так как реальный такой выход может быть осуществлён только Богом, дальше наших усилий сами мы продвинуться не можем. Но и вмешательства Господа не будет, пока ты не приблизился к этой точке перехода.
Так действует дух. Не без нас, но и не только нашими усилиями.
Писание много говорит о единстве. Такое ощущение, что только о нём оно и говорит. Сам Бог вечности является единым: с одной стороны единственным, с другой — единым во множестве, существующем в духе единства, в союзе мира. Бог очень честен, Он не налагает на других того, чего не делает Сам. И у Него это не происходит автоматически. Любовь требует постоянных усилий. Он — «Бог сил».
Поэтому Господь справедлив: Бог во плоти это смог, значит сможешь и ты. «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Еф. 4.2-3. Это об усилиях людей.
Однако любой человек понимает, что при всём старании случается множество ситуаций, когда взаимопонимания нет. Это происходит как по объективным, закономерным причинам так и в результате греха. От греха гордости и превозношения в виде упрямого настаивания на своём и игнорирования доводов другого необходимо отказаться в любом случае, иначе диалог невозможен в принципе. Но трудности на этом не кончатся. Мы просто мыслим по-разному. После многих слов, разногласий и даже слёз выясняется, что мы оба правы, но смотрим на ситуацию с разных точек. Даже это выяснить трудно, потому что достигается путём проговаривания и внимательного выслушивания, а уж придти «к общему знаменателю» почти недостижимо. Но в Христианстве всё ещё сложней: здесь дискуссия существует не ради дискуссии, а ради нахождения Божьей позиции по данной ситуации и бывает, как с Иовом и его добрыми и верными друзьями, что правда одного ближе к пониманию Бога, чем другого. Тогда «…друг друга ждите…» 1-Кор. 11.33, достигая единомыслия и единодушия. Тогда тот, кто лучше понимает Господа (на самом деле или ему так кажется) берёт на себя труд терпения, снисхождения и молитвы
Не все обладают способностью к диалогу и рассуждениям. Умение наблюдать свои чувства, подбирать слова для их обозначения, возможность выслушать другого требуют личностных предпосылок и годов тренировки. Никто не рождается с каким-то навыками, всё это приобретается трудом, многие способности формируются, а любой врождённый талант надо развивать. На этапе недостаточности необходимых навыков мы прибегаем к молитве. Этот этап является всей земной жизнью.
Учитывая сложность устройства людей, необходимость в молитве есть всегда. И это тоже о духе. О той части, которую может выполнить только Бог, видящий сердца. И о Духе как о Том, Кто исходит от Бога. Он внутри человека объясняет то, для чего собеседник не находит нужных слов. Не секрет, что большую часть познания мы получаем невербально: ощущениями, наитием, собственными ассоциациями и так далее. Так что молитвой, внутренним обращением к Отцу необходимо начинать и сопровождать любое общение. В запале процесса мы всегда о ней забываем. Значит нужно спланировать то, что можно: молиться заранее, регулярно утром. А также молитвенно анализировать после. «Будьте постоянны в молитве» Кол. 4.2.
Таким образом, действие духа (любого) является соработничеством духа и человека.
Дух, воплощаясь в теле, всегда имеет плоды, видимую часть его действия. Дух единства не исключение. Он проявляет себя в человеческой полноте: на уровне духа, души и тела. Духовно он сам един, объединяет и нас.
Душа состоит из интеллекта, чувств и воли. Проявление духа единства мы наблюдаем по всем направлениям: во-первых, мы интеллектуально приходим к пониманию друг друга, согласию, единомыслию; во-вторых, мы не имеем отрицательных эмоций от общения, а присутствуют даже положительные: так приятно, когда тебя понимают; в третьих мы хотим продолжить общение в этот или следующий раз. Что мы и совершаем телесно, продолжая приходить друг к другу.
В заключение необходимо сказать, что единство духа достигается значительно реже, чем не достигается. Не стоит отчаиваться, всегда рядом Тот, Кто поймёт и поддержит каждого!