Ересь.

Верующий человек, укореняясь в церковной терминологии, легко и необдуманно использует уничижительные формулировки, забывая, что за любыми терминами стоят живые люди. В этой статье поговорим о такой немаловажной составляющей жизни Церкви как ересь.

Слово это греческое, обозначает оно выбор, направление, учение. В нашей интерпретации — секта. Используется такое слово в понятии чего-то незаконного, подлежащего преследованию и уничтожению. Между тем еретические представления цветут пышным цветом в нашем Христианском хождении.

Мало Христиан, а думается, что их нет совсем, которые не «плавали» бы в своих представлениях. Читая речитативом Символ веры, мы не задумываемся как сильно наше личное исповедание отличается от коллективного. Поэтому к вопросу о ереси нужно подходить с осторожностью, терпением и снисходительностью. С терпением не к греху, естественно, а к самому человеку и его убеждениям. Увы или к счастью мы видим Христа очень разным. Ломая представления человека, мы ломаем и его личность, а это недопустимо.

Надо сказать, что и Вселенские соборы и Символ веры родились «благодаря» еретическим заблуждениям. Дело вообще обстоит так, что основные характеристики Бога-творца, Того, Который всегда и больше всего мыслимого, содержат частицу «не»: Непостижимый, Непреступный, Нелицемерный и так далее. Нам легче сказать, чем Он не является, чем констатировать, что Он из Себя представляет. Даже утверждение «Бог есть любовь» необходимо разбирать по атомам в каждом конкретном случае: что здесь любовь, а что нет.

В общении с живым человеком необходимо помнить, что он не может ошибаться во всём. Так же как не может во всём быть и прав (это относится и к нам самим). Человек — половинчатое существо, поэтому и в ереси есть своя логика. Откровенная ложь встречается в жизни крайне редко, может никогда. Ложь — это всегда искажённая правда. Нет дыма без огня.

Например, верование деистов. Это гностическое учение, в эпоху ранней Церкви признанное еретическим. Они считают, что Бог (Творец, Демиург), сотворив мир, отошёл от дел. Заложив законы природы, крутанул этот механизм и не вникает в дела творения. Кажется, только на днях ты слышала такое от товарища: Богу, мол, нет дела до нас. Товарищ — деист.

Из какой истины выросла такая позиция? Из Божьего ненасилия, непротивления нашему выбору, во-первых. Вплоть до Христова : «не противься злому» Матф. 5.39, что бы мы ни вытворяли. Во-вторых, через такое утверждение мы приходим к откровению Бога-Отца и Бога-Сына: «все предано Мне Отцем Моим…» Луки 10.22. Действительно, сотворив мир материальностью Божественного Сына в течение периода, обозначенного как шесть дней, «благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от дел Своих, которые Бог творил и созидал». Быт.2.3. Бог больше не творит мир, Он совершенствует его: посредством Слова Божьего и Духа Святого.

Таким образом в ереси мы имеем дело с половиной правды. Это вообще излюбленная тактика сатаны — говорить «А», не говоря «Б».

Мы коснулись одной из самых трудных для усвоения истин: рождения Сына от Отца. Нас смущает конкретная дата рождения Сына человеческого от Марии. И действительно, как Человек, Иисус со Своей семьёй отмечал Свой день рождения. И мы отмечаем его в празднике Рождества. Это же смущало и Ария, весьма высокопоставленного священника и огромное количество его сторонников, в ответ на заблуждение которых был созван Первый Вселенский собор в 325 году. Итогом этого Собора стал Символ веры, констатирующий единосущие Отца и Сына (в противовес арианскому: было, когда Сына не было; Сын не сущий).

Смущение вызывает и другая дата, якобы могущая быть началом Сына, дата начала творения. Именно в это время Слово Божье появляется, рождается: «И сказал Бог:да будет свет. И стал свет» Быт. 1.3. Но это третий стих, а творение начинается с первого стиха, и оно также сотворено Иисусом Христом. Таким образом Сын — «сущий в недре Отчем» Иоан. 1.18. В некоторых языках, например в английском, нет разделения понятий зачатия и рождения. Но даже если и так, всё равно под зачатием (если именно оно происходило в недре Отчем) подразумевается точка начала. Иисус же такой же Сущий как и Отец. То, что говорит Евангелист Иоанн: «В начале было Слово» Иоан.1.1 не значит, что речь идёт и о начале бытия Слова. Просто Слово уже было в начале. Оно фактически было началом, о чём и говорит Писание: « А Начальника жизни убили…» Деян. 3.15.

Ересей, как заблуждений людей относительно Божества великое множество. Мы сами впадаем то в одни, то в другие. Если с вами этого не случается, вы ещё не родились в Духе. Вся человеческая жизнь уходит на то, чтобы найти свой личный символ веры и подвести его под общий знаменатель. Кто Бог для меня?

Учитывая, что мы все находимся на разных точках познания Бога, приемлемо относиться к ересям-заблуждениям как Господь обозначил в книге Иова, обращаясь к обличающему Иова другу: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов, и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас…» Иов. 42.7-8. Придут они или не придут с поклоном, нам — молиться. Что касается продолжения общения, вызывающего больше конфликтов, чем радости, от него лучше воздержаться: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся»Титу 3.10, особенно «Зная, что таковой развратился и грешит…» Титу 3.11.

Не будем излишне торопиться в познании Господа, тщательно прожёвывая (даже дважды, как чистые животные) и усваивая Слово: «…напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе» Иез. 3.3. А главное — искореняя грех в своей жизни. И новое откровение и живое ощущение Бога не замедлит.