Любая религия построена на жертве. Нас смущает тот факт, что история человечества больше истории воплощённого Христианства и существует множество верований и в множественное божество, и в отца и сына (чаще мать и сына), и понимание, что без крови не бывает прощения. Наука этнология, появившаяся во второй половине ХХ века, владеет большим количеством наблюдений архаических племён (Австралии, Центральной Америки, Африки, Сибири), существовавших параллельно с современной цивилизацией, а история древнего мира (Индии, Ближнего Востока — Тира, Вавилона, Ассирии, Египта, Дальнего Востока — Китая, Тибета, Средиземноморья — Трои, Греции, Крита) также наследует множество доказательств кажущейся схожести языческих религий и Христианства.
Таким образом создаётся впечатление, что Христианство эволюционно «выросло» из язычества, облагородив и окультурив его. Секрет в том, что Бог владеет абсолютно разными понятиями времени и в Его восприятии время движется не в одном направлении, а в любом, а центром истории стоит Крест с Богом-Жертвой. От него питаются, «подглядывая в форточку» и искажая истину все религии. Взаимоотношения творения и Творца слишком сложное дело, невозможно их просто придумать, человечество должно иметь какую-то основную идею. Эта идея реализуется через Христа.
Рене Жирар не был Христианином и просто верующим человеком, когда приступил к изучению этносов. Его интересовали люди, такие же как мы, только другие. По мере увеличения наблюдений он неизбежно пришёл к феноменальным открытиям. Первый: люди, неся в себе агрессию, направляя её каждый на каждого (словно повторяя друг друга, становясь двойниками), приближаются к своему уничтожению. Второй: спасительной оказывается возникающая как будто ниоткуда мысль, что во всём виноват Один. Он из нас, но иной. Это человек, естественно ни в чём не виноватый, но либо имеющий какие-то внешние пороки, либо отличный от других красотой и способностями, либо пришелец, прижившийся на их земле. Этот Один становится «козлом отпущения» в Библейском смысле: на него возлагается грех общины (Левит 16.20-22). Условие: рука каждого должна быть на убиваемом. Таким образом происходит разрядка и примирение соплеменников.
По растущему убеждению Жирара текст Библии — единственный и уникальный среди религиозных и вообще исторических источников текст, который срывает завесу с этой тайны, с тайны мифа. Если миф прячет механизмы формирования и действия заместительной жертвы, то Библия вскрывает и обнажает их. Если вся мифология повествует с позиции гонителей, то в Библии кровь всех невинных жертв вопиет от земли; повествование идёт от лица жертвы.
Рене Жирар весьма скандальный автор. Его открытия настолько выходят за рамки человеческого восприятия (запудренного мифами; мы все, не подозревая того, опутаны мифами), что он с трудом принимается как светским так и Христианским миром. Чего стоит, например, его идея, что Иисус, являясь добровольной жертвой, в мифическом смысле жертвой не является. После длительного диалога с католическими священниками он отказался от такой формулировки, заменив её на принципиальную разницу между принесением в жертву другого и принесением в жертву себя. А жаль…
Это право автора. Но мы постараемся правильно понять его революционную мысль и, не отказываясь от уверенности, что Иисус — истинная и вечная жертва именно в смысле и «козла отпущения» тоже, «пристегнуть» к ней новое откровение о Боге. Оно таково: Иисус, действуя любовью, никак не мог считать Сам Себя жертвой. Само понятие жертвы несёт принуждение. Он не говорит: Я жертвую Собой ради вас; Он говорит: Я люблю вас. Невозможно представить Иисуса, который говорит: Я жертва, Я така жертва (фильм «Ликвидация»). Он говорит: Сам отдаю жизнь Свою (Иоан. 10.18).
Не спешите опрометчиво отказываться от такого знания, ведь оно может перевернуть всё наше (не до конца правильное) восприятие Бога и нашего хождения в Нём. Легко представить то, о чём идёт речь, матери, встающей ночью к малышу. И раз, и два, и три. Ей трудно, но ей даже в голову не придёт считать себя жертвой. Потому, что она находится в любви, в точке Христа. Мы говорим, что она жертвует собой, своим сном и самочувствием. Но она ни за что так о себе не скажет. Она любит своего ребёнка, и сама нуждается, чтобы ему было хорошо. Такими образом, находясь в точке Христа, во Христе, мы понимаем, что значит «Иисус — не жертва». Он — любовь!
Продолжение следует…