Библия наполнена жизнью. В ней есть всё. Только люди, незнакомые с ней в полноте, могут считать её сухим сводом правил и набором притч: что там изучать всю жизнь? Но те, кто всерьёз решил познакомиться с текстом, находит в нём поэтику и чувственность, если не сказать эротику, например, в «Песне песней».
Мы уже говорили, что Церковь Христова сосредоточена на двух различных моментах: внешней деятельности, направленной в мир, миссионерстве, сеянии Слова, Евангелизации и Своей внутренней жизни, тем, что является таинствами, тайной Её отношений с Богом, сокрытая от глаз чужих. Так, Литургия в Православной церкви разделяется на часть, доступную всем и часть служения только для «верных». Здесь понятия «верный» и «неверный» не значат «крещённый» и «некрещённый», это поверхностный и очень упрощённый взгляд. Люди, пришедшие в церковь делятся на крещённых и оглашенных (тех, кто слышал Слово, но крещение ещё не принял).
В большей части «верный» и «неверный» относятся к уже верующим людям, и там разница другая: исполнивший заповеди, явивший веру в делах или нет.
С делами путаница. Так Апостол Иаков в своём послании говорит: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?…Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. …Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? …Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? …Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Иак. 2.14-26.
Это послание настолько сложно, что умный и глубоко верующий Мартин Лютер отказал ему в истинности, вычеркнув из канона. Его замешательство можно понять ведь, например, послание Апостола Павла к Евреям полно свидетельств о праведности по вере. Вся вера Христиан укоренена в этом даре — оправдания по вере: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» Рим. 4.3. Мы получаем спасение даром, не зарабатывая и не отрабатывая его.
Там же, в послании к Римлянам Павел пишет: «…делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть». Рим. 3.20. А послание к Галатам подхватывает эту мысль: «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? …Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?» Гал. 3.2,5.
Сравнивая эти высказывания, очевидно, что речь идёт о разном и путаницы никакой нет. Иаков говорит о «вере из дел», то есть о явной для всех вере, засвидетельствованной делами. Мало ли что человек говорит («если кто говорит, что он имеет веру»), какие, так сказать, производственные мощности этой веры? «Вера из дел» и «дела веры» — это синонимы. Учитывая, что вера действует любовью (Гал. 5.6), «дела веры» и «дела любви» — это также одно и то же. Дела являются неизбежным следствием и видимой частью твоей веры, её воплощением, её плотью.
Именно это имеет в виду Пётр, когда пишет в первом Соборном послании рекомендации к верующим: «Возлюбленные! Прошу вас…удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения». 1-е Петра 2.11-12. В копилку синонимов добавляем «добрые дела».
Все добрые дела веры и любви Пётр расширяет до образа жизни: «Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие». 1-е Петра 3.1-2.
О той же славе добродетельной жены говорит и Ветхий завет в книге Притчей: «Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» Пр. 31.28-31.
«Дела закона» — это нечто совсем иное по духу. Это тоже добрые дела, но в них телега стоит впереди лошади. Синоним к ним — «дела праведности». И такими делами действительно нельзя спастись; спасает вера, а в такого рода делах её может и не быть. Однако они расчищают место в завалах человеческих для действия веры, и в Господе всё равно откуда начинать: с начала или с конца, главное — начать и, разумеется, довести до свершения.
Наше рассуждение подходит к концу, а читатель в недоумении: а любовью-то когда будем заниматься? А мы всё это время её и практиковали. Причём, не в понятии эгоистичной любви Эроса, а в совершенстве Агапэ. Хочешь ещё больше блаженства? Исполни заповеди!
Церковь, образованная нами, сияющая под солнцем золотом немеркнущим, как торжествующие полки, движется в Небеса обетованные с одной мыслью в сердце: «Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь». П. Песней 2.4!