Наблюдая за жизнью, мы фиксируем и такое явление, как закон парного случая. Чаще всего он проявляется, когда мы получаем одну и ту же информацию из разных источников в короткий промежуток времени, буквально «по горячим следам» так, что возникает впечатление «дубля». Специалисты в разных областях воспринимают повторение заданных условий, как странную случайность. Бывает, что хирургическая бригада, оказывая экстренную помощь, готовит аналогичный набор инструментов, ожидая (по опыту) второго такого диагноза. А уж поговорку «беда не приходит одна» знают все.
Почему так бывает? Ответ на этот вопрос, как обычно, ищем в Писании. Например, такой: «Однажды сказал Бог, и дважды я слышал это…» Пс. 61.12. Мы слышим Бога в многоголосье: единство в множестве, множество в единстве; Он говорит один раз, но Его троичность как бы как эхо подтверждает каждое Его слово, соглашаясь с ним.
Учитывая, что человек, имея устройство себя как социальное существо, совершенно аналогичен Божественной троичности: для понимания мира мы нуждаемся в единомышленниках. Если я вижу небо голубым, другой его видит зелёным, а третий розовым, мы так и не узнаем какого же оно цвета на самом деле. Уверенность в познании нам придаёт то, что мы обменялись впечатлениями и договорились, что небо голубое. С рождения накапливая подобный опыт общения, мы учимся доверять и своим органам чувств, а что ещё сложнее, своему восприятию вообще. Если поступать наоборот — опираться на свои ощущения всегда, опуская момент единомыслия, ошибки повалятся на голову как снег зимой, и никакой закон парного случая не поможет.
Второй вывод, который можно сделать из слов псалма такой, что слово Творца эхом отзывается в Его творении, поэтому, получая откровение внутри себя, мы в скором времени находим подтверждение своей правоты в событиях жизни. Здесь необходимо оговориться, что не только высоконравственные откровения подтверждаются в качестве правильного пути, но и злые. Людям, сугубо коварным тоже странным образом «везёт», им так же кажется, что их ведут и они фиксируют череду счастливых для своего замысла случайностей. Но это убийственный путь. Как так? Сложно сказать. Единственно то, что мы не понимаем до какой степени Бог не то, что не противится нашему выбору, а просто в Иисусе Христе распятом говорит: «ты прав, ты всегда прав, Я один во всём виноват». И плачет в Отце над каждой пропащей душой, пропащей всегда по своему злому выбору.
Но это сложная тема для другой статьи. Пока мы констатируем такое «эхо» практически как духовный закон природы, распространяющийся, как дождь с неба, на злых и добрых: однажды сказал Бог, но дважды я слышал это.
Ещё одна теория, объясняющая это «дважды» обращается к духовно-телесному устройству человека. Его уникальная разноприродность (дух и материя), являющаяся одной человеческой природой требует и подхода особого. Короче, одну истину мы воспринимаем дважды: на уровне духа и на уровне тела. Духом я понял это внутри себя, телом — услышал от другого. Или обратным путём, в процессе восприятия информации: сначала телом (ушами), потом через осознание своим духом.
Бог зовёт дважды: «Авраам, Авраам…», «Марфа, Марфа…»:один раз к внешнему человеку, другой — к внутреннему
В рамках нашей темы также уместно вспомнить постановление Господа относительно чистых и нечистых животных: «Всякий скот, у которого раздвоены копыта… и который скот жует жвачку, тот ешьте». Втор. 14.6. К нам относится странное указание на жевание жвачки. Библия полна аналогий усваивания информации и усваивания еды. Ключ — усваивание, и то и другое мы усваиваем, делаем частью себя, правда совершенно разными способами.
Что значит скот жуёт жвачку? Он съедает одно и то же дважды — очень похоже на то, о чём мы говорим. Мало прочитать один раз книгу, над которой стоит подумать, необходимо прочесть повторно: первый — чаще ознакомительно, чтобы уловить общий смысл и лишь некоторые детали, понять «дух книги». Второй — более детально.
Так мы читаем Библию, и клянусь, этого там раньше не было! Несмотря на то, что эта книга Библии у меня уже 25 лет, а прочитал я это место раз тридцать.
То ли мы в своей падшей природе тупим, то ли просто так человек устроен, но не только нашим детям нужно повторять не один раз, но и нам таким умным. Так что лучше не раздражаться, если нас не понимают сразу, мы и сами такие. Любую информацию мы усваиваем поступательно, «по кусочку», никогда целиком и сразу. Отсюда и позиция некоторых философов и богословов, которые утверждают, что наше мышление — это память, мы не столько узнаём как будто новое, сколько вспоминаем и таким образом узнаём, только в смысле узнавания в толпе знакомого лица.
По поводу «беда не приходит одна» рассуждения будут иными. Конечно, всё сказанное ранее напрямую относится и к беде: первоначально беда случается в нашем решении и в наших мотивах, потом она воплощается проблемой. Однако поговорка как будто говорит не о внутреннем и внешнем, а о внешнем и внешнем. Предположим терапевтическое, отвлекающее действие второй беды. Странно звучит, но всмотритесь попристальней, ведь сейчас время рефлексии, а не переживания события, когда такого рода сторонние рассуждения просто жестоки. Сосредоточившись на беде, мы впадаем в отчаяние; в таком состоянии мы не заметим радость, но обрушившаяся новая беда встряхнёт, отнимет силы от предыдущей и разделит их между двумя: не суммирует, а разделит. Из отчаяния человек вышел и обрёл путь мыслить конструктивно: что же теперь с этим делать? С чего начать?
С молитвы!