Библия, как и сама жизнь кажется то простой, то противоречивой. Какая она на самом деле зависит только от нашей оценки. Ищем ли мы обо что споткнуться, преткновения, по-гречески скандала, и следуем за ним как за своей тенью или идём прямо на солнце, не замечая тёмной стороны жизни, которая, опять же тенью, тащится где-то сзади.
В Библии множество мест, повествующих, казалось бы, об одинаковых предпосылках, окончание же их было различным. Или так только на первый и всегда поверхностный взгляд? Обратимся к двум диалогам людей с небожителями. Первый происходит в жизни иудейского священника, в храме предстоящего перед Богом: «Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя Иоанн… И он будет велик пред Господом…» Луки 1.11-15. «И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» Луки 1.18-20.
В этой же главе мы получаем другую, аналогичную, историю: «В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу…имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» Луки 1.26-34. Ангел объяснил Ей и дал знамение в зачатии Иоанна. «Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» Луки 1.38.
Сравнивая эти истории, мы приходим в замешательство: люди как будто говорят почти одно и то же и реакция их схожа. Церковь объясняет нам, что Захария засомневался в возможностях Бога, Мария же уточняла путь получения. Из текста эти различия не очевидны: они оба ссылаются на естественные препятствия. Они оба смутились, но Захария был в страхе, а Мария размышляла- отличие первое. В наших статьях уже рассматривалось это событие. Там говорилось в общем-то о беспрецедентности реакции юного создания на явление Ангела; напрашивается вывод, что Мария встречалась с небожителями и раньше. Однако в страхе Захарии нет греха, так реагировали и другие мужи Божьи и им не вменялось это.
Нам необходимо прочно укоренить в себе то, что в Боге нет насилия. А что человек получает всегда напрямую связано с тем, чего он просит. Изучив историю Исхода народа израильского из Египта, становится страшно тому, кто может живо представить эти события. И, между прочим, Божий народ был так же в них вовлечён. За исключением одного- гибели детей по упорству отцов. Фарисеи не понимали (как они могли этого не понимать?!), что, требуя знамения у Иисуса, они просили реки крови и моровую язву. Так же поступают все, ищущие знаков и предзнаменований. Как Захария. Зачем Господу втягивать в эти знамения ни в чём неповинных людей? Ведь все небесные перестановки несут климатические катастрофы. Он ограничился его телом, даже только языком. Церковь права в этом рассуждении: люди искали разного, потому и ответы различны.
Второе и самое важное: Гавриил констатирует, что Священник не поверил Богу. Мария же закончила разговор безусловной верой: да будет мне по слову твоему. По этой причине и знаки такие разные: кто по плоти- тому по плоти, кто по духу, тот узнает Бога в себе или в ближнем.
Есть ещё одно немаловажное уточнение: Захария являлся священником, Мария же была мирянкой. Даже при полной аналогии их мотивов, результаты могли сильно отличаться. Это сейчас мы знаем, какую роль сыграла Мария в жизни человечества. Однако иудейским священникам принадлежали все возможности Божьего познания и общения. Лука уточняет местоположение Захарии при получении слова от Господа- по правую сторону жертвенника кадильного: «Сделай жертвенник для приношения курений… где Я буду открываться тебе». Исх. 30.1,6.
Кроме того, священнику должны быть хорошо знакомы Писания и множество историй сверхъестественного зачатия, начиная с отца- Авраама. Итак, результат сильно зависит от возложенной меры ответственности, иначе, степени доверия.
К нам это имеет прямое отношение. Ко всем людям Завета, к тем, в ком Дух Святой. К тем, кто приобщается Чаши как Христового Тела. «И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут».Луки 12.48.
Бог доверяет тебе. Не обмани Его доверия!