Мы рождаемся в православной стране. Сама история, а с ней традиция ведут нас к Богу. Он смотрит на нас с икон, имея вполне славянскую внешность. Православные люди, сводящие свою веру к религиозным отправлениям, так далеко уходят от Христа Иисуса, пришедшего во плоти, что оскорбляются, когда их называют Христианами. А когда выясняется, что Иисус по крови еврей, и вовсе впадают в отчуждение. Ведь это прямо-таки негласная обязанность людей всех наций ненавидеть евреев. Только спроси: что они лично тебе сделали?- не найдутся, что ответить. А порывшись в памяти окажется, что самый умный человек, встретившийся на его пути носит либо имя, либо отчество, либо фамилию, выдающего в нём еврея. А самая ласковая женщина окажется одесской или польской жидовкой.
Конечно, много в этом народе было отщепенцев. А что, их мало среди русских? Люди везде люди, и они очень разные. Ещё неизвестно, как Бог выбирает Себе любимчиков (а что они у Него есть, понятно любому, хоть мало-мальски знакомому с Евангелиями). Может, и в нас течёт сильно разбавленная еврейская кровь. Но разумеется, Он любит не по составу крови и родству, а по сердцу. И для нас это самая лучшая новость! Его вечное Евангелие!
Чем же прославился израильский народ, что из него произошёл по плоти Мессия? Мог Он родиться от индуски, славянки, в среде американских индейцев или племени зулу? Ответ-да. Как и на любой вопрос, касающийся возможностей Бога- Он может всё, потому что Он Бог всемогущий. Однако, в Его планы всегда вмешивается человек. И Он учитывает его логику, его стремления, его слёзы и надежды. И этот человек своим поиском спасает и запечатляет в вечности всех своих потомков и родоначальников. Он оправдывает свой род в смысле права на существование. Этим человеком был Авраам из земли под названием Ур Халдейский, что на древнем Ближнем Востоке. И он был евреем (Быт 14.13).
Не стоит думать, что Авраам был особенно свят или праведен, или что только он искал и знал Бога всемогущего. Он вообще не понимал, что с ним происходит, куда его тянет и что он ищет. Его душа мучительно созидала в себе образ божества, которому он мог без вопросов и сомнений поклониться. По-видимому, он был очень умён, наблюдателен и в данном поиске- весьма мужествен и честен (что не мешало ему испытывать страх и применять лукавство в житейских делах), и его логика и амбиции не позволяли упасть перед ограниченными во власти и возможностях богами. Библия называет его отцом веры и про него можно сказать так же, как и про Моисея: «…он, как бы видя Невидимого, был тверд». Евр. 11.27.
Книга «Бытие» сообщает нам ещё об одной загадочной личности- Мелхиседеке: «И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога всевышнего». Быт. 14.18. Наряду с тем, что центральной фигурой, как основоположника нашего исповедания, Писание называет Авраама, ему было неизвестно Его имя, а в мире уже существовал культ поклонения Истинному Богу. Эта ветвь для нас закрыта, мы ничего об этих поклонниках не знаем, а Мельхиседек предстаёт пред нами как свершившийся факт, словно он спустился с неба. Это настолько загадочная личность, а по своей миссии беспрецедентная, что толкователи признают в нём Самого Христа (Салим- мир). Это духовно, иначе говоря, в переносном смысле. А между тем, царь Салима вполне самостоятельная историческая личность, и именно он открыл Аврааму первое имя Божества- Бог всевышний. Этим он благословил основоположника веры.
Почему наша история пошла по ветви Авраама, а не Мелхиседека? Потому, что даже выполнив весь культ, только вера «сшивает» разнородное: человеческое и божественное, позволяя человеку оставаться самим собой, не разрушая основы личности и стирая только его грязь, даёт ему дотянуться до небес. И первый это понял Авраам. Из всех людей, когда-либо живших на земле. С такой силой, что её хватило вместить и нас. И просто по стечению обстоятельств он принадлежал к еврейскому народу.
Может, и в этом был какой-то план Божий, мы не можем знать Его путей. Современные евреи, впрочем, как и древние, впрочем, как и любой народ земли, весьма гордятся своей нацией. Всё нам кажется, что мы особенным образом избраны Богом, что мы лучшие, поэтому Он обратил на нас Своё внимание. И нас «раздувает» от собственной значимости. На деле есть только одна причина, почему Бог смотрит в чью-то сторону: по нашему ничтожеству. Он пожалел нас. Так же, как в своё время пожалел еврейский народ. Пророк Иезекииль в 16 главе недвусмысленно описывает, с чего начался народ и откуда взялось его величие. Это был самый презренный, ничтожный и негодный народец из всех народов, обречённый на истребление. Только милостью Божьей он стал тем, чем стал. Как и любая выжившая нация, включая нас.
И всё не зря, потому что этот народ был способен культивировать из себя Машу, Которая произвела плоть Христа Иисуса. Так рождается в склизком теле жемчужницы жемчуг, так в наших душонках вызревает Бог.
Так что тело и лицо Христа были вполне еврейскими, а душа несла традицию своего народа, а Православный, Католический и Протестантский Бог- «Господь, Бог евреев» Исх. 3.18. Но иконописцы правы, когда изображают Господа славянином, мексиканцем или китайцем. Его лик отражает наши лица, поэтому каждый видит в Нём свои черты. Он отказывается от застывшего состояния в пользу вечного движения, в нашу пользу.