Иисус сладчайший.

Такая формулировка присутствует в названии молебна, инициируемого Православной церковью. Он так и называется: молебен Иисусу сладчайшему. Странная и больше отталкивающая фраза. Непонятно, что человек должен чувствовать и с каким настроем подходить к такой молитве. На ум приходят интимные нежности, не предназначенные для посторонних ушей и совершенно неуместные на людях. Можно остаться в недоумении и в брезгливости обойти эту тему стороной, а можно попытаться разобраться, в чём здесь дело.

Бог в Своей непостижимости и трансцендентности стал нам близок во Христе Иисусе. Эту близость Новый завет иллюстрирует как супружеские и предшествующие им отношения предчувствия любви между Богом и человечеством. С понятным нюансом: с той частью человечества, которой интересны эти отношения. Независимо от своего действующего духовного состояния (скажем, крещены они или нет) и состоявшихся в настоящем решениях, они включены в эти отношения в составе Церкви. Независимо от наличия большого количества направлений Христианского учения, Церковь одна, как истинный Бог один, а различные направления образуют обширную сеть поместных церквей. Какие-то конфессии проявляют бóльшую здравость в вере и учении, какие-то меньшую, но правда в том, что Бог готовит Невесту Своему Сыну, и мы все, как единый организм, только учимся этому единству.

Глядя на Христианство под таким углом, становится понятна уместность нежных чувств. Церковь, как любая личность, имеет внутреннюю жизнь и внешнюю. И Её близость с Богом действительно не предназначена для посторонних глаз и ушей. При всей Её открытости как проявлении миссии Благой Христовой вести, есть вопросы, касающиеся сугубо Её личных отношений с Богом. Это могут быть конфликтные состояния (не бывает отношений без разногласий и непонимания), это и состояния близости, как в приведённом молебне.

Церковь последовательна. Так Иисус говорит о некоей тайной комнате: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне…» Матф. 6.6. Тайна там, где любовь. Или грех. Но это не про нас. Как отдельный человек имеет право на это уединение, так и личность Церкви имеет это право.

Но почему «сладчайший»? Почему в минуты нежности мы используем каннибальские формулировки: «ты мой сладкий», «съем тебя»? А во время поцелуя мы как будто поедаем друг друга? Иисус в Своих революционных для человеческого сознания проповедях указал на эту странность устройства человека: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни…» Иоан. 6.53. Левые полушария здравомыслящих ханжей не сложило два и два. Правые полушария интуицией оставшихся учеников могли смутно ощутить несокрушимость такой логики — логики маленького ребёнка, который всё привлекательное тянет в рот. Разве от голода он делает это? Может и так, от вечного голода духа. А может от природной потребности постигать всё ощущениями, не исключая вкусовых.

Человеческие чувства — сложная тема. И вместе с тем очень простая, если в смирении принять их. Не курочить свою природу, отсекая от себя по куску, формируя бесчувственную куклу, а дать себе право быть. Мы никогда не ошибаемся в своих чувствах!!! Столько разговоров о верховенстве ума в человеке, об ошибочности его ощущений! Между тем, самые интеллектуально одарённые существа (ангелы) отпали от Бога.

Человека отличает от высоких созданий именно наличие чувств. Мы, как никто во вселенной, можем почувствовать близость Бога. Одно мгновение такого чувства сметает годы страданий и море тягостных вопросов. Чувства, несмотря на всю критику в их адрес, безошибочны. Они самые в лёгкие в человеческом естестве, поэтому первые «всплывают на поверхность». Их необходимо наблюдать (только наблюдать, а не действовать) и с ними надо работать. Теперь подключается разум. Плохи не чувства или разум как таковые, плоха их десинхронизация. Не считаться с чувствами такая же ошибка, как не принимать во внимание доводы рассудка. Разум обязан учитывать чувства, но действовать мы можем только после аналитической работы. Вот такая субординация.

Церковь имеет в Своём опыте все проявления людской природы. Стоит упомянуть о почитаемой Римско-Католической церковью Терезе Авильской (1515-1582). Это весьма примечательная и достойная внимания личность. Будучи простой и невысокомудрой, эта женщина стала не только первой испанской писательницей и родоначальницей литературного испанского языка, но и почитается как учитель Католической церкви. При этом всё её творчество проникнуто мистикой, откровенно граничащей с эротизмом. Может это и крайности. Но вот что правда: к Богу мы приходим не от невозможности решения математических задач, а от внутреннего чувства безысходности (в том числе от невозможности решения математических задач). Тереза, как настоящая женщина, уловила эту последовательность и говорила о ней: сначала чувства, потом разум.

Неудивительно, что такая женщина сформировалась в лоне Католической церкви (она была монахиней-кармелиткой). Вся иконопись Католической церкви проникнута чувственностью. Она призвана будоражить и возгревать сопереживание Распятому Христу или материнским чувствам Богоматери.

Иконопись Православной церкви совсем другая. Она не обращается к чувствам. Точнее, не возбуждает их; она их дисциплинирует, подтягивает и препоясывает. И сразу приходит на ум: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется». Пс. 92.1.

В своих лекциях профессор ВолГУ, доктор философских наук Дмитрий Ромуальдович Яворский подчёркивает, что икона в Православии является окном в другой мир. Она не самодостаточна и не делает акцент на себе. Для встречи с Богом необходимо пройти сквозь неё и за неё. Она призвана служить для размышления.

Такую логику — сначала разум, потом чувства — постулировал другой учитель Церкви Максим Исповедник (580-662). Он трудился до разъединения церквей, поэтому почитается и на Востоке и на Западе.

Примете вы позицию Терезы Авильской или Максима Исповедника, решать только вам. Нам только нужно сказать, что Церковь Христова обширна и разнообразна и Она вмещает весь опыт человечества, как до Воплощения так и после.

Будьте собой, ищите свой Путь.