Индивидуум и личность. Часть II.

Индивидуум, являясь представителем своей природы (например, человеческой, общей для всех людей), является частью целого. Личность, не имея никаких индивидуальных рамок, включает в себя полноту целого.

Преимущество личности перед индивидуумом очевидно. Но своя рубашка ближе к телу. И никто за меня не поест. Или не сходит в туалет. И не помоется. Вот, пожалуй, и всё, что связано с индивидуумом. Боль никто не чувствует как я. Это тоже индивидуум. Но вот в чём дело, пониманием и сочувствием (эмпатией) со стороны других, имеющих опыт голода, холода и боли (или имеющих достаточно воображения, чтобы их представить), личность сильно теснит индивидуума. При этом сама личность вообще ничем не ограничена, имея возможность выхода в Самого безграничного Бога.

Путём познания мы проникаем в природу иных существ, наблюдаем и оцениваем их психологию (имеются в виду животные и ангелы). Познание во благе, путём «не навреди!» тоже осуществляется личностью.

Об индивидууме и личности говорит Иисус, когда призывает к самоотдаче: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» Матф. 10.39. Риторикой текущей темы: потерявший своего индивидуума сбережёт свою личность. При этом и индивидуум и личность имеют отношение к одной и той же душе. Так Господь наш Иисус Христос потерял Свою сверхъестественную отделённость как индивидуальность, расширил Себя в Богочеловеческой Личности до Церкви, всего обоженого творения, Сам обретя полноту, став Всем во всём (или совершая своё становление и обретая полноту).

Человеческая личность формируется исключительно посредством другого (будь то человек или Бог). Не только путём социального контакта, как воспитание в семье, обучение в школе, получение любых знаний и результатов чужого опыта. Сам акт рождения, формирование структур тела, наш генотип несёт материально наследие родителей, и их родителей, и их родителей… Мы сотканы духовно и физически из других людей, их структур, памяти, мыслей и слов. Так что индивидуум в нас балансирует на одной ножке, на микроскопической точке пространства. И эту точку мы в отчаянии или гордыне раздуваем до всей вселенной: «никто не может меня понять».

Пока выглядит как победа личности над индивидуумом «всухую» со счётом 10:0. Мы обозначили, что они присутствуют в человеке неслиянно, как будто не имея ничего общего. Мы развели эти понятия. Но всё в нас, как в Иисусе Христе, любая разнородность существует нераздельно и человека только условно можно разделить на «левое» и «правое». Для познания необходимо развести понятия до крайности, словно растянув резинку, но, чтобы не порваться, она схлопнется сильней прежнего, восстановив свою цельность.

Хорошей иллюстрацией для понимания правильного баланса индивидуума и личности является материнство. Ребёнок большей частью эгоист. Так же и подросток и молодой человек. Безусловно, нас меняют, корректируют другие люди в процессе социализации (семья, школа, работа), но то как переворачивает жизнь рождение малыша, знают только люди, имеющие такой опыт. Полная самоотдача, нашими словами: одна сплошная личность. Индивидуума ноль со всеми вытекающими последствиями, как то: депрессия и отсутствие должного ухода за собой.

Женщина, половину жизни занятая рождением детей и внуков и уходом за ними в постоянной самоотдаче формирует такую гипертрофированную личность и никаким образом не может признаться, что она хоть что-то делает для себя: всё для них, всё для них; я живу только ради них. Если молодой человек естественно и просто делает всё, исходя из собственной целесообразности, даже поступая по требованию родителей, получая от них за послушание нечто большее, чем потраченные силы (ну хотя бы то, что тебя на время оставят в покое, не говоря о более существенных благах: мир в семье, поддержка и уважение старших), то женщина «в возрасте» выглядит противоестественно в этом вопросе, она ну просто как бог во плоти — ничего для себя, всё для других. Детям становится невмоготу от такой, по сути, гордыни и они больше не хотят видеть родителей.

Продолжение следует…