Если молодой человек естественно и просто делает всё, исходя из собственной целесообразности, то женщина «в возрасте» выглядит противоестественно в этом вопросе, она ну просто как бог во плоти — ничего для себя, всё для других. Детям становится невмоготу от такой, по сути, гордыни и они больше не хотят видеть родителей.
Где закралась поломка? По мере роста ребёнка, из того раствора, в который родители превращают себя, растворившись в нуждах малыша, необходимо выкристаллизовывать, собирать себя заново. Из школьного курса физики: если в пересыщенный солевой раствор опустить нитку, на ней начнут формироваться кристаллики соли. Нитка — это интерес извне, не вы и не ребёнок, то достойное вашего внимания, вокруг чего теперь вы заново формируете себя.
Личность скромна. В определённый момент мы слышим от детей: «я — личность». Подразумевается: «поэтому мне все должны». Так говорит не личность, а индивидуум, причём впавший в крайность. Другое дело, если ребёнок или взрослый это говорит, отстаивая своё человеческое достоинство, желая себя найти, выкристаллизовать в этом растворе. Теперь уже мама должна шаг за шагом расширять своё пространство, напрочь заполненное ребёнком, формировать разделительные линии, осознать, что она — личность, в смысле индивидуум. Как всё запуталось! До неразделения.
Интересно, что такая же сложность присутствует и в домостроительстве живой Церкви, Её откровении в служении Сына и Духа. Возможно, понимание этого поможет нам разобраться и с собой. Церковь созидается двумя путями: Сын искупил род человеческий, а с ним всё творение, исцелив природу человека от греха, соединив нас с Богом и друг с другом. «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» Иоан. 17.21.
Сын объединяет.
Дух Святой в День пятидесятницы, сошед на учеников, почил на каждом особо (Деян. 2.3). Духом даются особые и уникальные дарования: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело». 1-Кор. 12.9-13.
Дух различает.
Как нельзя умалить служение Сына или Духа, так невозможно отдать примат личности или индивидууму. Несмотря на очевидные преимущества личностных характеристик, выбор в их пользу совершается идивидуумом из собственной целесообразности. Это я нуждаюсь, чтобы моим близким было хорошо. Это я (они относительно меня во вторую очередь) нуждаюсь, чтобы молиться за них. Это я нуждаюсь, чтобы моя семья была здорова и накормлена, поэтому забочусь о них: таскаю тяжёлые сумки, покупаю варежки-носочки, готовлю-убираю и терплю периодическое недовольство с их стороны от кажущейся излишней заботы. Непонимание этого у той возрастной женщины не что иное как гордыня. Гордость так маскируется, что прячет моё за нашим. Но именно это её и выдаёт: она ищет признания и требует благодарности.
И в завершение , чтобы окончательно вас запутать, а может окончательно прояснить (для кого как): вопрос индивидуума и личности имеет прямое отношение к богочеловечеству Господа нашего Иисуса Христа. Как человек он неизбежно индивидуум, как Бог — личность. При этом богочеловечество Его неизменно в веках, как хочется верить, и наше.