Индивидуум и личность.

Любой верующий человек или даже просто хорошо образованный человек, мимо которого не проходят события, знает, что Бог Христиан существует в трёх ипостасях. Со времени Вселенских соборов и до ХХ века под ипостасью подразумевалось «лицо». Термин «личность» не существовал в античности. Он был сформирован в Христианской среде, под вдохновением Священного Писания. Сначала актуализировалось понятие личности Божества, затем исследователей качнуло в сторону человека и гармонизировалось понимание личности (и Бога и человека) только к середине двадцатого столетия. Но так как Церковь живёт не только Писанием и Преданием, но и текущими откровениями от Бога, любой термин, обозначенный предшественниками продолжает развиваться, приходя в свою полноту.

Портрет Бога и Церкви, изображённый Отцами, похож на эскиз, набросанный штриховыми линиями и обозначенный точками, чтобы придерживаясь контуров, дальнейшие поколения соединяли эти штрихи и точки, прорисовывали детали, наполняли светом и цветом. Гений этого эскиза бесспорен. Поражает также сам выбор терминологии.

В своей книге «Ипостась, лицо, личность» Андреа Милано подробно рассматривает путь Церкви к термину «ипостась». Замечательно, что мы переводим это слово как «личность», к этому мир шёл пятнадцать веков. Но одновременно с этим мы обедняем его, ведь первоначальный смысл этого греческого слова относился к природе существа, его сущности. В нашем восприятии, эти понятия разведены: Бог существует в одной природе и в трёх лицах (ипостасях). Между тем «ипостась» несёт в себе как природу, так и личность, потому что личность существа нерасторжимо связана с его природой.

Удивляет, почему Отцы так «вцепились» в этот сложный и полный соблазна термин, ведь первоначально для обозначения лиц Троицы использовалось другое слово: «просопо», которое буквально обозначало лицо (как часть тела, даже обозначаемое в виде театральной маски). Именно из-за разного понимания «ипостаси» Церковь мотало из стороны в сторону десять веков (с четвёртого по четырнадцатый). Зачем такие сложности? Возможно, участники Соборов и сами не знали зачем. Но сейчас, в XXI веке подытоживая поиск философов и богословов, мы поражаемся глубине и пророческому видению наших вдохновенных братьев. Церкви же предстоит ещё долгий путь познания для созидания Себя в любви ведь, несмотря на два тысячелетия Христианства, всё только начинается. И, несмотря на очевидные знамения конца света, поистине ещё миллиард лет пути.

Направление поиска смысла личности присутствует во всех поместных церквях. Августин задумывался об этом, Мартин Лютер сделал ставку на личную веру. Весомый и возможно решающий вклад в формирование понятия «личность» внесла уже современная нам Православная церковь в лице Владимира Николаевича Лосского. Верность своей «альма матер» Владимира Лосского в смутное время начала ХХ столетия сохранила его в здравости откровения.

Он рассматривает человека, являющегося несомненно цельным существом, двояко: как индивидуума и как личность. Индивидуум направлен к себе, личность всегда направлена к другому. Они обладают равными правами и только сам человек решает, кому в себе отдать предпочтение как в данный момент так и вообще. Вечно и то и другое, но счастье обретается только в личности. И встреча с Богом происходит только в личности. Как и любовь, и нежность и даже многие ощущения тела, пока я помню и об ощущениях другого. Таким образом тело входит в состав личности, когда подразумевает не только себя.

Индивидуум представляет нашу природу. Не только человека, но и Бога. Про животных нам вообще не приходится говорить: сами мы об их внутреннем мире ничего не знаем, проводить аналогии с собой некорректно, а Библия об этом почти ничего не сообщает. Так же как и об ангелах.

Стремление выйти за рамки своей природы образует личность. Человек стремится выйти за грань себя, бросая вызов непостижимому и невозможному. Но и Бог выходит за рамки Божественной сущности, став Человеком, а через это выхождение — Личностью. Когда мы встречаем рассуждения наших мудрых братьев, что есть некий Бог в себе, непостижимый в Своей природе, мы неизбежно приходим к Божественному индивидууму. Но Бог Христиан троичен! Не индивидуалистичен. Нет и никогда не было Бога в себе, есть только Бог для нас. Ныне и присно и во веки веков. А непознаваем, апофатичен Он именно в Своей Личности, коих вообще три.

Продолжение следует…