Искушение, заключённое во времени.

Искушением пронизано всё наше существование. Оно выскакивает, как чёрт из табакерки, из любых ситуаций и в любое время. Сами природные факторы зачастую являются его источниками. Цунами, наводнение, землетрясение, лесные пожары. Да что там далеко ходить: дождик, зарядивший на день, сезонный снег или летний зной нас расстраивает систематически, а первое, о чём мы говорим с людьми- погода. И большая часть этого информационного обмена проходит с отрицательными эмоциями. Но на самом ли деле проблема в погоде? Не виной ли наша чрезмерная зависимость от любых внешних и временных факторов?

Каламбур: временных или временных? В нашем рассуждении эти понятия идентичны. Сам фактор времени является конечным и его неправильное понимание является искушением с коренящимся в нём грехе. Нам непросто понять Бога, Который вне времени, мы живём мигом и он бывает труден или обманчив.

Рассмотрим несколько примеров из Библии. «…будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его пришед найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой»…то придет господин раба того в день, которого он не ожидает, и в час, в который не думает… и подвергнет его одной участи с лицемерами…» Матф. 24. 44-51.

При чём тут лицемерие? Раб назван злым потому, что обижает товарищей. Однако, Господь как-то иначе, значительно шире смотрит на это. Обращают на себя внимание несколько пунктов, связанных со временем: 1)старший раб должен давать пищу во время; 2)характеристика зла начинается со слов «не скоро придет господин»; 3)раб не ожидает дня; 4)в час, который не думает. Эти пункты настолько значительны, что из неправильного понимания каждого в отдельности получается зло. А систематическое пренебрежение всех четырёх уже выступает как характеристика личности (лицемер), а не просто отдельная погрешность, которую можно отделить от человека.

Чувство времени начинается с точного и честного выполнения своих обязанностей. Не знаешь правил, суди по себе. Садишься есть, позаботься о подчинённых, они так же голодны. Всё, что позволяешь себе, позволяй и другим. Получается несуразица и беспорядок- исправляй свои взгляды.

Дальше, не скоро придёт господин. Господин выступает как внешний сдерживающий фактор от своего внутреннего зла. Нет этого фактора, и ты не человек, а животное. Нам же в рамках обозначенной темы интересен оборот «не скоро». Этот же приём применил змей в роковом диалоге с Евой. То ли он сам не знал как зло приводит к смерти, и это был его эксперимент, то ли он действительно сыграл на факторе времени- отсутствие молниеносного воздаяния. Одна из причин разнузданного поведения людей, постулирующих «истинно ли сказал Бог?», именно эта (Бытие 3 гл.).

Раб не ожидает дня. Он не устремлён в будущее, не ждёт и не надеется, преодолевая, побеждая время. В статье «Вера, надежда, любовь» мы говорили, что надежда- это высшее проявление добра, заключённого в человеке. Она является фундаментом для веры и любви, которые сверх человека и даются как дар. Этот раб живёт в ночи, не освещённый Звездой утренней. Не ожидает ни конкретного дня, ни дня как света.

И наконец, в час, который не думает. Он просто не думает, не рассуждает в этот час. Не только то, что он не ждёт час Икс, а его аналайзер просто отключен. Он не дифференцирует добро и зло. Он утратил бодрствование, опять же погрузившись в ночь. «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте». Марк. 13.37.

Другая крайность описана в притче о десяти девах (Матф. 25.1-13). Нам не совсем понятно, кто эти девы, здесь ясность приобретается из погружения в иудейскую традицию; нам же в данный момент интересен тот же фактор времени. Коротко: десять дев ждут жениха; пятеро запаслись дополнительным маслом и потому называются мудрыми, другие пятеро имели только заправленное в лампы горючее. Время ожидания затянулось, масло в лампах выгорело у всех. Однако, мудрые имели возможность долить его, у глупых светильники погасли. Интересно, что от длительного ненаступления момента исполнения одинаково задремали все девы. Вне наших возможностей бодрствовать всегда. Притча рекомендует запастись ресурсом. Что это значит? Когда придёт час, молиться будет некогда. Это нужно сделать заранее: молитва, пост, дела милосердия, хорошие привычки, добрые традиции и живой ум как когнитивный ресурс, учитывая не только суд Божий, но и убывание физических возможностей организма вследствие старения как неизбежный процесс долгой и даже спокойной жизни.

На стыке этих историй актуализируется утверждение: «дни лукавы» Еф. 5.16. В притче о благоразумном рабе исполнение раньше ожидаемого, как преждевременная смерть; о десяти девах- позже, когда желание «перегорает». На самом деле время ускоряется и замедляется, как предполагают учёные, или это наше собственное чувство времени, мы не знаем. И в этом зло: внезапность усугубляется нашей неготовностью. Господь не оставляет нас один на один с проблемой. Массу рецептов мы получаем из Писания по преодолению искушений с участием фактора времени. Нам же стоит учиться узнавать их и обезоруживать.