Всем известен факт, что Библия является самой издаваемой книгой в истории человечества. Какие бы события оно ни переживало, интерес к книгам Писания не затухает. Люди, неравнодушные к этой Книге, стараются поделиться своим опытом исследования и помочь, чем возможно, другим. Так появилась «Симфония на Ветхий и Новый завет».
Идея «Симфонии» родилась ещё в 1200 году в приложении к Библии на греческом языке. Современная русскоязычная «Симфония» датируется 1928 годом, и это в то время, когда Советская власть планомерно изживала любые проявления Слова Божьего.
Устройство и назначение этой книги просты. В алфавитном порядке указываются слова, так или иначе встречающиеся в тексте Писания с указанием места их нахождения с приведением контекстной фразы. Любое заинтересовавшее вас понятие можно проработать и рассмотреть с тех сторон, с которых его освещает текст Библии.
Мы так часто используем слово «испытание» в применении к нам со стороны Господа, что назрела необходимость поближе взглянуть на него. «Испытаем и исследуем пути свои…» Плач. Иер. 3.40. В то время, когда слова «испытание» и «исследование» воспринимаются как синонимы, текст разводит эти понятия перечислением.
Книга Судей повествует об опыте, проведённом Гедеоном, с разложенной на земле овечьей шерстью (Судей 6.36-40). Из того, что нам так легко прочитать о людях, слышавших и принимавших слово от Бога, создаётся и обманчивое представление, что им так же легко было услышать и принять это слово. Как Ной, Авраам, Моисей, пророки, да Сам Иисус слышали Его? Да точно так же, как мы — духом. Не плотскими ушами звуковой волной, но «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Матф. 13.9 — внутренним слухом. Не удивительно, что они искали подтверждения услышанному. Так сделала Мариам по получении Благой вести, так поступил и избранник Божий Гедеон: «…сделаю испытание над шерстью…» Суд. 6.39.
Вроде бы можно заменить слово «испытание» на «исследование», «наблюдение», «изучение». Если бы не сопровождалось это наблюдение противоречащими друг другу задачами, а проходило в естественных условиях. Таким образом, испытание решает определённую задачу и связано с практической деятельностью.
Какую задачу оно ставит в отношении живых людей? Зачем человеку исследовать свои пути? Ответ получаем через царя-псалмопевца Давида: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный». Пс. 138.23-24.
Мы так мало знаем о себе, мы сами себе малоизвестны. Человек проникает в тайны атома и основ мироздания, но сам так и остаётся непознанной землёй, даже для самого себя. Философия считает человека микрокосмом — точным воспроизведением необъятного космоса с земными и небесными явлениями. Христианское богословие меняет их местами: не мир — макрокосм, а человек. В то время как масштабами значительно превосходящий его внешний мир по сути меньше его, микрокосм. Блез Паскаль объясняет это лишь одним: человек осознаёт себя в то время, как всё обширное мироздание самоосознанием не обладает. Разумный исследователь природы понимает, что делает он это с одной целью — лучше понять себя и своё место во всём происходящем.
Человеку доступно самостоятельное изучение своей биологической составляющей; путём наблюдений и систематизации знаний — психологической. Но он так и не проникнет в тот неосознаваемый источник своей жизни, который Бог называет сердцем. А между тем именно там формируется мотивация, именно там мы — настоящие.
С этим моментом истины и работает испытание. Тот момент, когда тайное становится явным. Экзамен. Чем лучше студент учится во время семестра, тем меньшим искушением для него будет сессия.
Искушение неизбежно сопровождает испытание. Это, как минимум, волнение. Но для своевременно подготовленного человека решается не судьба, а всего-навсего субъективная оценка; вектор его жизни остаётся неизменным.
Мы рассматривали тему искушения в статье с таким же названием: «Искушение». Понимая механизм его действия, возможно правильно понять слова Псалтыри: «Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое…» Пс. 25.2. Искушение, являясь любой новой ситуацией, само по себе не несёт греха. Согрешает человек самостоятельно (ну разве что на пару с рогатым товарищем).
По этой причине иногда в тексте Библии эти слова могут быть взаимозаменяемы. Так, например, неоднократно рассматриваемая нами история жертвоприношения Исаака Авраамом: Синодальный перевод использует слово «Бог искушал Авраама» Быт. 22.1 в то время как церковнославянский вариант говорит об испытании Господнем.
Новый завет подтверждает понимание Давида: «О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота…» 1-Петра 1.6-7.
Люди, знакомые с откровениями Божьими, знают, что нет ничего интереснее опыта их получения. Но это только половина дела, ведь главное — его исполнение, воплощение. А оно проходит всегда в виде испытания: «Доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его». Пс. 104.19. И оно всегда связано с большим или меньшим страданием: «Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания». Ис. 48.10.
Подытожим. Испытание — тот момент, когда человек такой, какой есть на самом деле, его чистое «я». Это время проверки на прочность слов и утверждений. Испытание происходит посредством искушения, которое легко становится грехом при допущении ошибки в понимании, трактовании (в частности не по духу, а по плоти), осмыслении чувств и в самих действиях.
Учитывая болезненность процесса, оно требует времени. Иногда много времени. Столько, пока человек не выйдет из чреватого лёгкой ошибкой состояния и не скажет вместе с Редьярдом Киплингом: « Все былые чувства мои увяли, горечь выветрилась, яд высох». Это время может показаться временем пустыни, молчания Бога. Но такое молчание стоит больше тысячи слов без смысла: когда происходит общение от сердца к сердцу — не словами говорят о любви.