Мы редко понимаем, что такое наша жизнь. Зачастую она уходит в решение текущих и вновь появляющихся проблем и переживаний. Когда есть минутка выплыть из этого, погружаемся в отрывки прошлого, которых нашкрябывается удивительно мало, явно не на то время, которое прошло или фантазируем о будущем или боимся его, что чаще. Разным возрастам характерно своё восприятие жизни, дети большей частью находятся в будущем, пожилые- в прошлом. Текущий момент зрелого человека- сплошная суета. Прошлое его не заботит, а в будущем- практические планы. Когда тебя закручивает воронка реальной жизни, некогда заниматься метафизикой. И в итоге- жизнь пролетела, оставив больное тело и такие же больные воспоминания.
Теперь наступает момент необходимости исцеления. Некоторые люди понимают его задолго до 50-ти. Но у большинства приближающийся юбилей связан с глобальным подведением итогов. Кажется, что ещё и жить толком не начал, а пора подытоживать. Часто юбилей- это грустный праздник, наши итого неутешительны. Однако, Бог относится к нему как к моменту, с которого начинается свобода: «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя». Левит 25.10. То время, когда налаживаются отношения между родителями и детьми и обретается мир с самим собой.
Глядя на поведение людей, навязчиво приходит аналогия то ли зоопарка, то ли лазарета. Бог не умеет думать о нас плохо, поэтому зоопарк видим только мы; Он же относится к людям, как к больным, несчастным, несмышлённым детям. Себя же Иисус обозначает как Врача. В этом Его качественное отличие от всех нас: Он- единственно здоровый среди нас. На все сомнения о Его подозрительных связях с аморальными людьми Он отвечал: «Не здоровые нуждаются во враче, но больные» Марка 2.17.
Медики хорошо понимают, с какой человеческой нечистотой приходится иметь дело, но тем белей и чище должен быть халат; а специалисты, не любящие людей, не просто выгорели профессионально, они изначально были профнепригодны. Врач не делит людей на добрых и злых. Для выздоровления пациента с врачом должна объединять общая цель, а для этого больному требуется единственное качество- адекватность, его способность тщательно выполнять назначения.
Переводим на язык Писания. Бог в отличие то нас не делит людей на злых и добрых по тем признакам, которыми оперируем мы. О! Как неслучайно люди используют слова. Мы оперируем: без анестезии, грязными руками, неумело; зачем-то взяв на себя функции врача. Только «врачу, исцелись сам» Луки 4.23. Ты никакой не врач, ты сам пациент. И единственное, чем мы могли бы помочь друг другу- пожалев, поухаживать.
Господу на момент обращения всё равно, какой этот человек для других людей: «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Матф. 5.45. Он не делит людей по категориям и не принимает чью-то сторону в споре: «кто поставил Меня судить или делить вас?» Луки 12.14. Когда люди спорят, никто из них не обладает истиной; истина не заключается в «или», она прячется в «и» и она многогранна, где каждая грань- человек с его чувствами и мнением.
Таким образом, пишется наша жизнь как история болезни. С такими же ощущениями мы и живём: что-то непрестанно беспокоит нас. Но Писание даёт возможность посмотреть на неё и с другой стороны, со стороны Христа: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши…Он истязуем был, но страдал добровольно…» Ис. 53. 5,7. В статье «Мученичество» рассматривались мотивы людей, страдающих добровольно: это любовь. Надо понимать, что психически нормальная жертва не испытывает патологического «комплекса жертвы». У тебя вообще нет ощущения, что ты ущемляешь себя. Ты продолжаешь свободно реализовывать свою личность, сохраняя адекватность. Как только появляется «ощущение жертвы», понимание своей жертвенности- опасность! Необходимо остановиться и разобраться в себе: почему я это делаю? Ты выпала из любви, ты исполняешь чужое желание, теряешь свободу. Необходимо этот процесс отследить в себе и не мешало бы озвучить свои чувства тому, кто вас «нагибает». Им может быть взрослеющий ребёнок, любой дорогой или чужой человек. С чужими проще, им можно просто отказать; с близкими всё сложно, придётся рано или поздно разговаривать. Лучше своевременно, по мере возникновения замешательства. Так мы оградим себя и других от злоупотреблений.
Таким образом жизнь не обязательно должна восприниматься как «история болезни». Она может быть «историей любви»: «…и сердце мое уязвлено во мне» Пс. 108.22. Только так можно понять слово: «…Он уязвил- и Он исцелит нас, поразил- и перевяжет наши раны…» Ос. 6.1. Поразил любовью и исцелил любовью.
А для нас Евангелие: «…и вот…время твое, время любви…» Иез. 16.8.