Сатана, являясь конкретной личностью, становится также бесплотным символом, силой. Во всём повторяя Бога и по своим дарованиям имея такую возможность, так как он бесплотен, он может действовать в людях и между людьми, в частности в «сынах противления»: «И вас, мертвых по преступлениям вашим и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом…» Еф. 2.1-5.
Необходимо твёрдо уяснить, что договориться, купить или задобрить дьявола невозможно. Он нелюдь, исчадие ада, абсолютное и осознанное зло как собственный выбор. Однозначно радости ему в этом никакой. Но даже не вздумайте его пожалеть! Как только такая мысль придёт вам в голову, перечитайте Лермонтовского «Демона». Гений Михаила Юрьевича точно уловил лукавство его природы: он лжёт не только людям, но и сам обольщён и запутан своей ложью.
И уж точно такая мысль невозможна для человека, которому дьявол показал своё настоящее лицо. Обычно-то он прикрывается то маской добродетели и знания, то мантией света. Но те, кто сильно раздражают его, проникли Духом Божьим в его сущность и свидетельствуют: «бесы отвратительны». Не по наружности, не по свиным пятачкам, копытам и хвостам. Они отвратительны, потому что покушаются на самое святое, что есть у человека, на то, без чего его жизнь бессмысленна, если вообще возможна.
Все сталкивались с большей или меньшей клеветой. Порой люди сами провоцируют её своей болтливостью и хвастливостью. Но даже миролюбивые и дружелюбные граждане прошли через детские коллективы (а это модель всего общества) и там точно столкнулись с наветами и наговорами.
Однако никакая самая чудовищная клевета несравнима с клеветой дьявола. Почему? История знает множество примеров, когда людей подвергали пыткам и смерти по человеческой клевете, что может быть страшнее? То, что хотя бы на несколько минут, но ты ей веришь. Эта способность духов злобы кричать ложью нам во внутренние уши, в само сознание, заставляет нас принять ими навязанные мысли за свои. Это я в этот момент убеждена в страшной правде: дорогой человек совсем не таков, каким я его знаю. В этот момент мы убеждены, что добро — это зло, белое — это чёрное и так далее.
Клевета может касаться и представления человека о самом себе: тебя изо всех сил убеждают, что ты — это не ты и совсем другой, нежели каким ты себе известен. Конечно, за любой человеческой ложью стоит дьявол. Но его рога всё чётче проступают по мере нашей веры. Можно сказать человеку: иди отсюда! Гораздо сложнее распознать рогатого и погнать его Христовым: «отойди от Меня, сатана!»
Мы не можем себе представить, до какой степени враг человека ненавидит нас, нашу любовь и нашу привязанность к любимым людям. И самая отвратительная его клевета касается наших близких. Того, на ком в данный момент свет сошёлся клином и одна улыбка которого затмевает все блага мира.
Именно о таком человеке, который по твоей к нему любви является в этот момент олицетворением всего разумного, доброго, вечного, дьявол говорит, что он не такой, каким ты его знаешь. Делает он это непосредственно, как стрелу-сомнение вонзая в сердце, или посредством людей, зачастую беззлобных и не имеющих дурных намерений. Даже наоборот, они действуют добром в их справедливом представлении, как, например, Пётр, пытавшийся удержать Иисуса от гибели (Матф. 16.21-23).
Как мог Учитель услышать в словах жалости и страха ученика сатану? По действию его слов внутри Себя.
Мы не знаем, из чего складывается наша жизнь. Бывают минуты, когда мы абсолютно осознаём справедливость того, что жизнь — это миг. Миг между прошлым и будущим. Миг настоящего. На этот миг и нападает враг. Убив миг веры и любви или убив твою веру и любовь на миг, он убивает наповал всю твою жизнь. Всё добро мира, мама, будущее и прошлое умирают вместе с этим мигом. Каким-то странным образом сущность моего ребёнка, моё знание о нём, являются условием не только моего настоящего и будущего. Они являются условием моей вневременной сущности. Они являются условием добра как принципа. До такой степени всё своё лучшее мы отдаём детям, что если «этот свет тьма, то какова же тьма» (Матф. 6.23)?
Так с любым человеком, который в данную минуту дороже всех (но настаиваем, особенно это касается детей). Если клевета людей лишает нас настоящего и будущего, то клевета дьявола лишает нас всего: если дорогой моему сердцу человек не такой, каким я его знаю, он не добр, он — монстр, то добра нет и никогда не было, и мамы нет и никогда не было, и меня нет и никогда не было.
Можно не поверить и не принять такую глобализацию. Зачем так уж усугублять проблему? Однако правда в том, что человек — существо вечное, и каждое наше решение и действие таким образом фиксируются в вечности, что нам кажется, что они были Кем-то предопределены. Между тем, это я только что так решила поступить, но от моего сиюминутного решения зависит вечность. Оно занимает там место так, как будто всегда там было, даже до того, как оно случилось. Это и есть наше вневременное чувство.
Тем и страшна клевета дьявола — он посягает на наше «святое», как на вечное. Клевета дьявола страшна нашей верой, нашим принятием.
Что делать? Не оставайтесь одни. Вам нужна помощь: скажите о своей беде другу или даже случайному человеку. Так и начните: у меня беда. Потому, что это — настоящая беда. Внешний взгляд сразу увидит, что всё обстоит не так как кажется. И безотлагательно поговорите с тем близким, на кого возводится поклёп.
Бесполезно рекомендовать в такой момент молитву, ведь Бога в нём (моменте) тоже нет. Кстати, дьявольская клевета — это единственное место, где нет Бога. Идите к людям, они имеют возможность нести в себе Бога, Он будет действовать через них. Вы всё равно в состоянии аннигиляции, хуже точно не будет, потому что следующий шаг — только шаг с крыши.
К этой теме нужно сказать, что часто клевета дьявола почкуется в вести об измене супруга. Мы как-то автоматически считаем сексуальную связь на стороне предательством. То есть, изменив мне сексуально, он предал наши отношения и всю меня вообще. Это неверно. Вот если бы он высмеял тебя и передал твои тайны чужим, это было бы предательством. Здесь и коренится путь к клевете: раз он спит с другой, значит он может меня перед ней унижать. Но подумай, какое ты имеешь право так думать о любимом человеке, отце твоих детей? Ведь минуту назад ты ему доверяла! На чём-то было основано твоё доверие? С сексуальной изменой надо разбираться как с сексуальной изменой, уж точно не расширяя пакость мужа до всей его сущности. Откажи ему в близости, «не совокупляйся с блудником» (1-Кор. 6.16), пусть разберётся в себе и примет решение. Покается? Сможешь простить? — можно пробовать всё с начала. Нет? Это не однозначная причина для развода. Семья больше, чем секс.
История Церкви знает примеры, когда супруги по обоюдному решению прекращали отношения близости и продолжали жить вместе по-братски.
Люди разводятся не из-за измен, а из-за хамства.
Будем внимательны и деликатны друг с другом. Относясь с доверием к себе, к близким и к Богу. Наблюдая за людьми, не будем обольщаться их добром, но и впадать в отчаяние от их зла тоже воздержимся. А при всей трансцендентности и непостижимости Божества, будьте уверенны, Бог именно такой, каким открыл Себя в Иисусе Христе.
Когда змей подойдёт к тебе со словами: «Может быть Бог совсем не такой, каким ты Его знаешь», ответь ему: «Может быть. Но с тобой я этого обсуждать не буду. Я поговорю об этом со своим Адамом». Не повторяй ошибку Праматери, поступи иначе. Потому, что если Бог и не такой, каким мы Его знаем, то точно намного лучше и превосходней, чем человек вообще может представить!