Ещё один момент, на который невозможно не обратить внимание, читая книгу Иова: его друзей. Это просто отдельная тема для размышлений. Динамика их настроения является полем для наблюдения психологов, социологов и теологов. Начав «за здравие», они, как водится у людей, кончили «за упокой»; придя для того, чтобы поддержать и утешить товарища, они дошли до его обвинений и оскорблений. Человек должен понимать, что он в принципе не способен утешать, есть только Один, Кто это может: Дух-Утешитель. Если Он действует через человека, утешение будет иметь силу, если нет — лучше промолчать. Собственно так они и поступали в течение трёх дней. А дальше Иов начал сетовать. В сетовании нет ничего зазорного: «искренны укоризны от любящего…» Прит. 27.6. И тут друзья по очереди допустили самую частую, неодоосознанную ошибку: они стали говорить о грехе Иова. Люди вообще часто попадают в эту ловушку нечестия.
Дело в том, что человек не владеет понятием греха. Это полномочия Бога, только Бог может назвать поступок грехом. Грех имеет прямое противостояние именно с Богом, и понятие греха возможно исключительно, как того, чего нет в Господе и на что не простирается Его желание. Сам человек не имеет возможности видеть грех, и своё хорошее и своё плохое мы воспринимаем как своё. При встрече с Господом, посредством Слова, мы получаем видение своего греха. Опять же он назван и открыт в нас Богом. Таким образом, грех может быть обозначен либо Всевышним, либо носителем этого греха, но никак не другими людьми. Таковы законы Царства.
Друзья-товарищи указующим перстом, защищая, между прочим Бога (в чём Он совершенно не нуждается, важнее, чтобы ты сам Его правильно понимал), искали причину бед праведника в его грехах. Так же поступали ученики, вопрошавшие Иисуса: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил не он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» Иоан. 9.2-3. Не надо спешить с выводом, что Бог сначала наслал слепоту, а потом героически победил её. Не так. Такой ответ Христа универсален для любой плачевной ситуации, Он всегда стремится обратить проклятие в благословение. Даже если бы человек оказался в беде по своей вине и по своей воле, и тогда Иисус бы закончил словами «это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Нам же, просвещённым, стоит учитывать, что вина человека не бывает виной только этого человека, и родители, и другие попутные люди добавили «масла в огонь», не говоря уже о духе-искусителе.
Таким образом, вникая в рассуждения Иова и его друзей, Бог подтвердил уникальность и праведность Своего раба: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов». Иов 42.7.
Теперь вернёмся к приведённому 31-му псалму Давида. Его продолжение в точности соответствует происходящему с Иовом: «День и ночь тяготела надо мною рука Твоя… Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего… и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное…» Пс. 31. 4-6.
И далее самое главное, что произошло с Иовом — он сказал изнутри себя те слова, которые ранее ему проговорил Бог: «Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея?» Иов 42.3 (Иов 38.2). Слово Божье стало его собственным словом, воля Господа — его волей.
Так и в нас: кто кому сейчас говорит «я люблю тебя», я — Тебе или Ты — мне?