Третий вопрос по поводу праведности Иова. Никак невозможно опровергнуть Слово, что «…всякий человек ложь» Пс. 115.2. Только один Человек существует в мире, к Которому это не относится — Человек Иисус Христос. Католическая церковь пытается идти по пути приписывания таких же свойств Богоматери, что неверно. Но и дальше этого она не решается идти. Остаётся искать правильного понимания слов о непорочности Иова.
Если вам хватило духу дочитать до 13 главы (дойти до 13 уровня и не потерять жизнь), то вы неизбежно наткнётесь на такие слова: «Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей…» Иов 13.26. Вот те на! Вот тебе и праведник! Погулял, видать, Иов в юности не меньше других. Что же здесь правда: Иов такой же, как и все или он исключителен своей праведностью? Правда и то и другое, но эти понятия разделены, во-первых, хронологией, во-вторых, осознанным изменением мышления и жизни вообще, тем, что мы называем покаянием, метанойей, переменой ума.
Бог назвал Иова праведным по его текущему состоянию. Для его характеристики Он выбрал самый светлый его образ, игнорируя то плохое, что было в жизни раба Божьего. Так же Он думает и о каждом из нас. Он не хочет помнить и знать нас другими, это Его осознанный выбор.
Что характерно, сатана не привёл как аргумент бывший некогда грех Иова. Это доказывает, что грех действительно уничтожен его покаянием. Иов сам вспомнил о нём, и это характеризует чистоту его сердца, то есть честность по отношению к себе.
Глядя на страдания Иова в их начальной фазе, можно сказать о них словами другого возлюбленного мужа Божьего — Давида: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя…» Пс. 31.3-4.
Писание немало говорит о воспитании детей. В частности, о возможности телесного наказания (психологи закидают нас с Господом шапками): «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Притчи 13.24. Обратите внимание, и это важно, что родитель не бьёт сына рукой. Мы ещё помним рассказы бабушек и дедушек, что на видном месте дома висела не модная картина, а плётка, или розга, или ремень. Ребёнок, с раннего детства знакомый с ней, при одном взгляде на орудие наказания менял своё поведение. При этом он не боялся родительских рук. Они несут исключительно ласку и поддержку. Давид не говорит, что Бог собственноручно избивает его, но «тяготела надо мною рука Твоя». Розгой выступает здесь сатана.
Но задуматься, а является ли сатана антропоморфной личностью? Такой, чтобы, имея руки, прикасаться к кому-то? Или речь идёт об образном описании каких-то духовных и физических законов, о «князе, господствующем в воздухе» (Еф. 2.2), наличии других людей с их злой волей и потерявшихся в грехопадении человека стихий? Вполне можно допустить, что сатана здесь и зачастую олицетворяет как грех Адама, так и повреждённость всего творения. Или не плохие и не хорошие процессы, такие как закон сеяния и жатвы, которые действуют нам во зло только если мы сами сеем зло.
Такое срабатывает в жизни всех людей. Мы думаем: «вот, я перебесился, покаялся, изменил свою жизнь и всё у меня теперь будет из славы в славу». И тут посеянное нами много лет назад прорастает и даёт свои плоды. Конечно я примирился с Богом, мой грех прощён. Но посеянное никуда не делось и это придётся выболеть.
Состояние праведности Иова можно рассматривать как, например, назорейство. Как и любую нашу праведность. Назорей на время посвящал себя Богу, давал временный обет верности и накладывал на себя ограничения поста. До этого и после этого ничто не мешало ему быть обычным человеком. Похоже так и живёт большинство Христиан.
Продолжение следует…