То, как строится позиция Бога по отношению к Иову можно обозначить по пунктам: 1) сбить спесь. Это достигается долгим Божьим молчанием. Пока человек находится в режиме сетования бесполезно вступать с ним в диалог: пусть он выскажет всё, выплеснет накипевшую обиду и выдохнется.
2) формулирование Иовом вопроса: проблему необходимо чётко обозначить словами. Интересно, что основным предметом его страдания в конце концов оказывается именно молчание Бога, невозможность диалога с Ним в принципе. Его вывод настолько уникален, настолько верен, что находит своё решение только в Новом завете, в личности Иисуса Христа: «Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» Иов 9.33.
3) опрокидывание суждений Иова. Господь не пытается мягко урезонивать и вытирать сопли взрослому мужику (с этого начали его друзья и потерпели фиаско), а врезается в него встречным огнём: «Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь». Иов 38.1-4. И дальше в течение четырёх глав Господь в таком же духе объясняет горемыке величественное устройство всего, как любовью, мудростью и силой Божьей звёзды остаются на местах своих, птицы в небе и рыбы в воде выстраивают навигацию, развивается ребёнок в материнском чреве и море не переходит свой предел. И это не субъективная правда человека, а объективная, абсолютная истина.
4) только теперь, когда место расчищено от эмоций и зыбких убеждений, можно созидать новое. Об этом завершающая глава, где «благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» Иов 42.12. Им есть теперь, что обсудить и о чём поговорить. Заново.
И родились другие семь сыновей и три дочери. А у читателя понятное недоумение: каким образом могут они заменить прежних? И почему, Бог спорил с сатаной об Иове, а «под раздачу» попали его дети? Почему уж тогда не Иов, а они погибли? Обратимся к тексту: “Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их, и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своем». Иов 1.4-5.
Иов защищал детей своим ходатайством, но в книге ни слова не сказано, что сами дети были так же праведны, как отец. Несмотря на его ходатайство, они сами не прилагали никаких усилий по сближению с Богом. Не говорится, что они трудились, но пиршествовали, пользуясь благами родителей. Можно и дальше поразмышлять над этим вопросом, тем более, что есть ещё места в Писании, когда Бог переносит наказание отцов на детей, например, с Хама на Ханаан (Быт. 9.25) Но Бог ли это делает? В статье «Принцип наследственности в Библии» мы предположили, что так генетически фиксируется наследственность; а дальше в зависимости от приложенного труда по исправлению характера эта наследственность либо нивелируется либо усугубляется.
Если это похоже на правду, тогда можно в рассуждениях идти дальше: дети Иова были зачаты в период бесшабашной юности, и их геном несёт это влияние. Ведь очевидно, что наследуются не только биологические признаки, но фиксируется и духовное состояние родителей. С этим связано рождение духовно одарённых поздних вымоленных детей, о которых неоднократно говорит Библия.
В любом случае за детей необходимо молиться. Однако нельзя упускать из виду и их собственную волю. Ходатайственная молитва не может переступить через волю тех, за кого она приносится. Не говоря уже о том, что живя по Новому завету, мы совсем иначе относимся к физической смерти: Иисус Христос радикально изменил посмертную участь людей.
Продолжение следует…