На этой книге спотыкаются все. Часто знакомство с ней заканчивается на первой же главе. Но даже те, кто пересилил себя и сквозь многословный язык Востока продвинулся дальше, так и остаётся в недоумении по поводу диалога Иова с Богом. Очень многогранная и на первый взгляд непонятная книга. Между тем в ней заключены такие истины, которые переворачивают все наши представления о расстановке сил в мироздании.
С самого начала: «Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла. …И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и сказал: я ходил по земле, и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей…» Иов 1.1-2, 6-12.
Два раза подходил к Господу для искушения сатана. По действию врага человеческого Иов потерял в короткий срок всех детей, а точнее семь сыновей и трёх дочерей, имение, стада и урожай; после второго дьявольского захода Иов был поражён лютой проказой так, что на нём живого места не осталось. Он очень горевал, но на все свои горести говорил: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! …неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими». Иов 1.21, 2.10.
Обескураженность от этого текста движется по трём направлениям: 1) как спокойненько Господь разговаривает с сатаной (Он что, не знает кто он такой? Он должен бежать от него и отплёвываться! (как мы)); 2) то, как Бог «разыгрывает» с сатаной судьбу Своего раба; 3) непорочность и праведность Иова, которая легковерным читателем воспринимается буквально и абсолютно, как праведность Христа между тем, что Писание недвусмысленно заявляет, что «…нет праведного ни одного…все согрешили и лишены славы Божьей…» Рим. 3.10, 3.23.
Будем двигаться по всем пунктам. Первый: Бог разговаривает с сатаной. А почему бы Ему с ним не разговаривать? Люцифер — часть Его творения и то, что он пал и стал сначала сатаной (тем, кто противится, противостоит, спорит), а по мере глубины падения дьяволом (клеветником, лжецом) не отлучает его от попечения Божьего.
Читая Библию, при всём том, что «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» 2-Тим. 3.16, существует переломный момент в истории не только человечества, но и всего мироздания, коим является воплощение Сына Божьего. С этого момента всё в мире сильно изменилось и это необходимо помнить, изучая Слово Божье: логика Ветхого и Нового заветов, не отличаясь по сути, может иметь внешние отличия, как тело ребёнка и тело взрослого, являющегося телом одного и того же человека. Подробней об этом мы поговорим в одной из последующих статей («Бог и сатана»).
Второе: Бог обсуждает с сатаной жизнь человека. С одной стороны, это обычная практика духовного мира: Ангелы и падшие духи, всё творение «…с надеждою ожидает откровения сынов Божиих…» Рим. 8.19, пристально всматривается во все дела людей, как уникального творения, созданного по подобию Творца. Они ловят буквально каждое слово любого человека, потому что только в человеке возможно откровение Божьих тайн; они постигают истину через слово человеческое, сказанное или написанное. Для них остаётся вечной загадкой наше смешение добра и зла как и любых чувств. Но что самое непостижимое — возможность тварного существа быть вместилищем Духа Святого, Бога во всей полноте! И да, они непрестанно думают и говорят друг с другом и с Богом о нас, ничто не утаится.
В текучке же нашей жизни мы этого всего не видим, а часто оцениваем обывательски, что беда не приходит одна. А от потрясений реально и заболеть, что и произошло с Иовом.
С другой стороны, конечно, это утрированное повествование. Нам неизвестен ни источник данного откровения, ни автор. Это запросто может быть художественное произведение, вполне соответствующее духу Писания. Действительно, как-то всё преувеличенно и подчёркнуто драматично в этой книге, трудно представить, что все беды так обрушились на человека в одночасье. Но это хороший подход, напоминание нам в наших несчастьях, что не всё потеряно, как у Иова.
Однако, если это и вымысел, то автор просто гений, а никакой гений не творит из себя, а всегда черпает из Великого Источника.
Продолжение следует…