Эта тема не будет совсем новой. Наши рассуждения часто являются продолжением предыдущих. Так и на этот раз мы будем говорить о природе людей, как неотъемлемых причастников Божьей природы.
Формулировки мечты мы не найдём в прямом виде в Библии. Озвученное там отношение большей частью отрицательное, так как зациклено на себе: «Не мечтайте о себе…» Рим 12.16; «…чтобы вы не мечтали о себе…» Рим. 11.25; « так точно будет и с сими мечтателями…» Иуд.8. Однако надо заметить, что все эти цитаты грубо вырваны из контекста. Такого рода мечтательность напрямую связана с погрешностью, например: «так точно будет с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти». Иуд. 8; «…не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе…» Рим. 11.25; «будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе…» Рим. 12.16.
Совершенно очевидно, что фантазии о своём величии, наложенные на не самую достойную жизнь приводят к фатальным последствиям: человек в высокомерии отделяет себя от людского общества, становится одиночкой с воспалённым внутренним миром, утрачивающим способность адекватно оценивать реальность. Здесь под реальностью понимается совокупность представлений о мире множества людей (как минимум тех, с кем обозначено взаимодействие) и это справедливо.
Но, наблюдая своё устройство, как и устройство мира вообще подключается и другая, прямо противоположная формулировка реальности. Об этом говорит религия. Об этом говорит и современная наука.
Религия, в особенности Иудео-Христианство настаивает на реальности бытия Божия, которое не руководствуется логикой человеческой. Причём человеку, устроенному в точном соответствии с Божеством, абсолютно доступно восприятие невидимой глазу и вообще не ощутимой органами чувств реальности. Собственно, так и формулируется мечта. Согласно Википедии мечта — особый вид воображения, представляющий собой самостоятельное создание новых образов, направленный на будущее и выражающий желания человека. В отличие от творческого воображения, мечта не включена в непосредственную деятельность в данный момент. Образ, формируемый мечтой, как правило, имеет следующие признаки:
-конкретность желаемого
-слабая выраженность конкретных путей реализации
-эмоциональная насыщенность, привлекательность образа
-уверенность в осуществимости, страстное стремление к воплощению
-жажда осуществления нового.
Нет наверное человека, который, прочитав это, не впал в щемящие воспоминания о подобном состоянии. Библия не содержит подобной формулировки мечты. Но есть определённый вид деятельности Бога, который в точности подпадает под обозначенные критерии: пророчество. Это и есть реальность Божества, доступная человеку.
Живое общение со Христом невозможно без пророчества, «…ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества». От. 19.10. Но более того, Писание утверждает, что не находясь в таком состоянии, вы вообще не обладаете реальностью, даже человеческой, ибо реальность во Христе.
Подобное состояние митрополит Антоний Сурожский описывает как мистический опыт («Материя и дух»). Удовольствие, получаемое от наркотического опьянения он сравнивает с таким мистическим переживанием, настолько это чудесное состояние! Бывают ситуации, когда у людей формируются различные виды эмоциональной зависимости, на первый взгляд не имеющие химическую природу. Но, учитывая, что во всех наших ощущениях задействована химия тела, это такая же химическая зависимость.
Такой вид зависимости зачастую формируется и в мистических переживаниях. Надо понимать, что дух в человеке неощутим. Всё, что мы пытаемся обозначить как духовные переживания, по факту являются деятельностью психики. Отец Антоний подчёркивает, что правильно воспринятый мистический опыт не вызывает зависимости. И это так. То, как мы входим в реальность Божью (именно это обозначается как мистический опыт) воспринимается человеком как абсолютное блаженство. Видимая реальность не принимается в расчёт, однако человек не теряет способность выполнять рутинные обязанности и адекватно реагировать. В таком состоянии он вообще становится другим: значительно более светлым.
Находясь какое-то более или менее продолжительное время в этом состоянии, мы принимаем откровения, обетования Божьи, нам открываются новые перспективы как исполнение несбыточной мечты. Самой светлой, совершенно неэгоистичной. Ровно такими мечтами-пророчествами мы движимы на пути в Царство Божье.
Антоний считает, что мистический опыт всегда направлен на Другого, на Бога, независимо от, того, какое у Него лицо: Божье или человеческое. Потом эти ощущения сходят на нет и мы совершенно спокойно продолжаем свою жизнь , полную каждодневных забот. В состоянии наркотически-мистической зависимости человек начинает искать этих переживаний снова. Начинается то, от чего нас и предостерегает Писание: Богом не даются эти переживания, а человек продолжает эмоционально их возгревать. Так рождаются фантазии и мечты сердца, не имеющие ничего общего с истинным пророчеством. Будьте внимательны и осторожны: «Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас; рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних… И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда». Иер. 23.16, 17.
Продолжение следует…