«Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда…» Матф. 8.20. И человек строит дом. По разным причинам. И первая из них — безопасность. Вторая — защита от непогоды, что по сути та же безопасность. Все остальные мотивы являются лишь улучшением условий быта.
Архаичный человек посмотрел бы на этот вопрос значительно глубже, для него постройка дома — священнодействие, впрочем, как и всё, что он делает. Что-то подобное улавливается и в нашем принципе жизни: построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Строя дом, мы устраиваем всю свою жизнь, организуем хаос и творим свой мир. Психологов настораживает, что всё больше люди утрачивают не просто это творческое чувство, а вообще чувство дома. Мало того, что горожане живут не в домах, а в квартирах (зачастую съёмных), их жилища всё меньше характеризуют хозяев. Много в своём доме вы сделали своими руками? А учитывая, как мало мы проводим времени дома, он становится почти исключительно местом для ночлега.
Так как чувство дома напрямую связано с чувством безопасности, неудивительно, что всё возрастающее число людей находится в состоянии латентного психоза и страха. Даже те люди, которые считают себя гражданами мира весьма далеки от состояния дикаря, способного ночевать под открытым небом.
Таким образом, стремление к приобретению добротного дома с его последующим обустройством — абсолютно нормально. И нам жаль человека бездомного, который «не имеет где приклонить голову», он выходит за рамки наших представлений, и мы точно не хотели бы оказаться на его месте. Но этот бездомный — Господь Иисус, Он Сам о Себе так сказал. При этом мы не видим в Его жизнеописании тотальной бездомности: Он жил в доме Петра, Его принимали Марфа и Мария и множество других добрых людей. Наконец, был дом, где Он вырос и двери его точно не были закрыты для Него.
О чём же Он говорит? Практически о том же, что происходит с современными людьми: об отсутствии чувства дома. Правда Его причины сильно отличаются от наших. Но это не отменяет неуютности и сложности этих противоестественных не только для человека, но и для Богочеловека чувств.
Первое упоминание о внутренней драме Иисуса мы воспринимаем больше как драму Его родителей. Речь, как вы догадались, идёт о путешествии в Иерусалим, на его обратном пути, когда Отрок (а это двенадцатилетний ребёнок, пятиклассник) провёл три дня то ли в Храме, то ли у чужих людей, но родители нашли Его «в том, что принадлежит Отцу Моему», беседующего на равных с учителями закона (Луки 2.41-51). Нам же постигать всю жизнь, что значит быть в том, что принадлежит Отцу.
Мы недооцениваем желания и выбор своих подрастающих детей, в то время как в 12 лет вектор жизни принимает свою оформленность. Так и Иисус в Своём учении развивает эту мысль и даже настаивает на таком акценте: «…всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Матф. 19.29.
Иисус как абсолютно духовное Сущее говорит не о строениях, при этом Его духовное никак не отменяет материю. Речь идёт об отношении и иерархии ценностей. Ты думаешь, что любишь детей больше, чем Бога? Но любовь не является автономным свойством человека. Не испроси человек у Бога любви, мы и детей своих не сможем любить. Мало тому примеров?
Так же и с домом: можно выстроить дворец на зависть соседям, но счастье в нём так и не найти. «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это — дар Божий. …Потому что кто может есть и кто может наслаждаться без него?» Еккл. 5.18; 2.25.
Именно так надо понимать, «наше же жительство — на небесах» Фил. 3.20 даже когда мы на земле: все источники любви, привязанностей и добрых желаний — оттуда. Значит и я сам оттуда, и живу я по сути там, хотя и здесь.
Трудней всего отчуждение от дома переживает женщина, и дело не только в комфорте. Дом — её основная функция: «Мудрая жена устроит дом свой» Пр. 14.1, ей особенно необходимо чувство защищённости и стабильности, в первую очередь для рождения детей, но не только. Именно поэтому для женщины наиболее актуально правильное понимание слов Господа: не случайно эти, как и многие слова Учитель обращал к ученикам-мужчинам. Многие повеления Божьи к женщине относятся опосредованно, а не буквально. Сигнальным огнём для нас должны быть и такие Слова: «Кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». 1-Тим. 5.8. Так что и то делать, и того не оставлять: можно потрошить рыбу и в сердце петь гимны любви, оставаясь в хорошем настроении. Без правильного настроя лучше вообще не планировать сложных блюд и другой кропотливой работы «на благо семьи», иначе близкие всегда окажутся в чём-то виноваты (вспоминайте Марфу).
Таким образом снова и снова учимся понимать слово Писания о «пользующихся миром сим как не пользующихся» 1-Кор. 7.31, убегая в Господа, как в крепкую башню (Пр. 18.11), устрояя свой дом как на земле так и на небе, как и всю свою жизнь.