Небо и земля.

Книга Бытия начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю». Быт. 1.1. Далее разворачивается картина творения мира и так до человека. Однако, учитывая, что Библия в очень сжатом виде содержит в себе все книги и учебники, художественную литературу и энциклопедии, всё знание человечества и Божества в целом, становится очевидным, что действовать с этим «концентратом» нужно умело.

Так, первые главы как будто умалчивают о творении мира ангелов и духов. Ничего не говорится о небесной драме, происшедшей, возможно, ещё до появления людей. Мы встречаем намёк на духовный конфликт только в Эдеме, где упоминается хитрость змея (Быт. 3.1). Создаётся впечатление, что для Библии важно только то, что касается человека. Для Библии — да, но не для Бога.

На страницах Писания мы не раз наблюдаем интерес Творца ко всему творению. В книге Иова Он использует сложность мироустройства в целом и живых существ в частности как аргумент Своей превосходящей понимание любви и заботы. Читая эти места, поначалу непонятно, как описание бегемота может утешить человека в горе? А вот в этом описании и необходимо уловить не слепые эволюционные процессы, а замысел Творца, Его цель, Его тайну: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду». Иер. 29.11.

Но на самом ли деле Библия ничего не говорит о сотворении ангельского мира? Толкователи убеждены, что об этом сказано в той же первой строчке Бытия: сотворение неба и земли — это не только астрономические объекты, но и разные принципы устроения живых существ. Небо населяют ангелы и духи, не обременённые материей; землю — перстные существа со сложным материальным устройством. Одни не хуже и не лучше других. Они просто очень разные.

Никто из людей, обладающих знанием этого сложного устройства, не станет спорить, что этот порядок удивляет и потрясает. Когда мы не можем найти слов для передачи своего восторга по какому-то поводу, мы говорим: «это просто космос!». Значение этого греческого слова: порядок, красота. И об этом говорит второй стих Книги: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою»» Быт. 1.2. Если мы представляем Землю-шар, то это уже так или иначе упорядоченная материя. Речь идёт о начале элементов материи, зафиксированных Д.И. Менделеевым в своей таблице. Фактически эта таблица была в уме Творца, её же после напряжённого поиска длиною в жизнь и увидел во сне (или в уме — разницы нет) великий учёный.

Начальные элементы материи, и более того предшественники материи, которые сейчас именуются бозонами, были безвидны, потому что ещё не были упорядочены в элементы, кристаллические решётки, молекулы и атомы; их не связывали силы внутриатомного взаимодействия, кои также узы любви, порядка и устройства. Мы знаем, какая колоссальная энергия высвобождается при разрушении этих сил так же как и то, что человек не владеет таким количеством энергии, чтобы восстановить этот порядок, вернуть электрон на прежнюю орбиту.

В.Н. Лосский в «Толковании на символ веры» высказал мнение, что не путём естественнонаучных исследований мы постигаем замысел Творца. Позволим себе с ним не согласиться: и таким путём тоже! Везде, где есть место восхищению перед порядком этого мира, есть место хвале Создателю.

Почему же интерес Библии так прикован к человеку? Ну, во-первых, потому, что эта книга для нас. А во-вторых, что главное, человек занимает уникальное место в творении. То, как Книга описывает творение мира, полностью соответствует сотворению человека: в нём есть небо и земля. И земля эта безвидна и пуста без Духа Божьего. Вода появляется также по мере организации атомов в молекулы и это также созидательная сила Божия.

Небо в человеке — его дух, земля — тело. То, что Бог вдохнул дыхание жизни в человеческую материальность (Быт. 2.7), образовало уникальную душу человеческую. И эта уникальность — не преувеличение. Человек уникален не только потому, что имеет сродство со всеми уровнями бытия. Он посредством дыхания Божьего в себе имеет сродство с Богом.

Православная церковь убеждена, что миссия человека заключается не только в себя обоживании, но и в обоживании всего творения. Обоживание — приведение к миру, слиянию Творца и творения, взаимного усвоения Одного и другого, устранение преград и разделений. Взаимопроникновение природ. Нераздельно и неслиянно (не утрачивая каждый свою сущность). Задача невероятная.

Адам должен был привести мироздание к Богу. Как это понимать? Человек должен усвоить творение через познание, вобрать его в себя путём проникновения в тайну этого творения: живая-неживая природа, строение и свойства минералов, флора, фауна, мир математики, филология и так до бесконечности. А затем предоставить себя с познанным миром в себе Божеству теперь для себя в Нём познания.

Почему такая сложная схема? Разве Бог не лучше всех знал устройство каждого элемента творения? Да, но для истинного познания необходим ДРУГОЙ. Знание и познание различны. Одного знания механического устройства для истинного познания недостаточно. Как в «Городе ангелов»: какая эта груша для тебя? Бог, Который Дух, не может знать ни вкуса, ни запаха, ни прикосновения, ни проникновения. Для этого нужен Человек.

И сразу напрашиваются аналогии познания мужем жены, как необходимый атрибут любви. Мы думаем, что самое главное в нас происходит, когда мы познаём Бога, но намного важнее то, что Он познаёт нас, то, что мы полностью открыты для Него в доверии.