Нас много. Мы разные и Бога мы представляем каждый в меру своих особенностей. Для кого-то, как для Ницше и Сартра Он вообще умер. Но те, для кого Он живой, лепят Его по своему образу и подобию. То есть не Он нас, а мы Его, творя себе из Бога идола. Что в наших представлениях истинного, а где мы торопимся с представлениями, выдавая существующее в мире status quo за проявления Божества? Однако мир кишит существами иного порядка: телесными и бестелесными. А одна из интерпретаций такого имени Бога как Сущий включает в себя и подобное значение: только Я знаю, какой Я. Греки же находят источник понятия «Бог» (теосис, Деос) в слове своего языка, смысл которого: «бежать»; Бог ускользает.
Недостаточность Слова написанного доказана Ветхим Заветом. Как бы то ни было, а пишется Оно человеческими словами. Ожить Оно может в нас только посредством Духа, действием Духа Cвятого, богооткровенно. Написанное слово как банка с консервами: хоть грызи её, хоть бей; съедобное — внутри и открыть можно только посредством ключа.
Без откровения свыше мы легко ошибёмся в интерпретациях, « …они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно» 2-Кор. 10.12. И что ещё хуже, сравнивая Бога с собой, придавать Его мотивации и действиям свою логику. Но Иисус напоминает нам: «…не знаете, какого вы духа». Луки 9.55. Ты сейчас в своих рассуждениях своего или Божьего духа?
Один из базовых вопросов Христианства — богооставленность. Среди людей на первый план выходит представление, что Бог отходит от человека согрешающего. Такое мнение бытует и в церкви. Особенно странно это звучит на фоне Божьего обещания: « Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя» Евр. 13.5. Вопрос настолько серьёзен, что стоит пристального внимания.
Дело началось с Эдема. Сразу после грехопадения Адам ощутил богооставленность. Но какими чувствами оно в нём проявилось и была ли это инициатива Бога?«Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, что я наг…» Быт. 3.10. Стыд физической наготы является только проявлением дискомфорта от полной открытости, своей прозрачности перед Творцом. Он видит нас и снаружи и изнутри. Ужас наполнил человека от этого чувства. Этот страх и положил разделение. Изменилось ли отношение Господа к своему любимому творению? Нет! Адам прибавил Ему проблем, расстроил Его, но это не Бог спрятался от Адама и любовь Божья неизменна. «Кто отлучит нас от любви Божией…» Рим. 8.35. Это самый главный постулат Христианства и основа сущности Святого Бога. Его необходимо так впечатать в сердце, чтобы оно срослось с ним; чтобы сердце изменилось и приняло его форму, как мягкий воск. «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность…» Песни песн. 8.6. Бог — ревнитель. Только любовь даёт право на ревность, как и все права.
Между тем мы в рассуждениях используем формулу: Бог отходит. От делающего злого, предположительно, чтобы как универсальный множитель не умножать зла. А не из капризности или обидчивости. В принципе, Бога невозможно обидеть, Он ускользнёт от обиды. Куда ускользнёт? В соседнее помещение? В параллельный мир? Но богооставленный мир, содержащийся Словом веры, моментально развалится. Так куда? В Себя. Как человек, сталкиваясь с тотальным непониманием, уходит в себя и достать его оттуда невозможно.
В середине XV века в Испании совершилось массовое изгнание евреев. Произошло это под благовидным предлогом Католической церкви их принудительного крещения. Как результат трагедии обновилось и обращение иудеев к Своему Богу. В частности, они задались таким же вопросом: Бог не может не реагировать на людской произвол, насилием Он не отвечает; Он уходит. Во-первых, со Своим народом, во-вторых, в Себя.
Положение Христиан такое же. Мы — Его народ. Бог в нас и среди нас. И Он не оставит и не покинет. И это о рождении свыше. Если Христос для тебя — внутреннее, а не внешнее; если в радости и горе, Своём всемогуществе и Своей немощи Он по-прежнему для тебя дорог, если все твои пути ведут к Нему, тогда и Ему некуда идти.
Но я нечаянно согрешаю, вынуждая Господа делить моё внутреннее пространство с противником. В нас происходит сущностное противостояние добра и зла. Богу некуда идти, и тогда Он уходит в Себя, сворачивается, сжимается до точки, оставаясь во мне. Тогда верно как то, что Он не оставляет Своих, так и то, что Он уходит.
Такого взгляда на право одновременного присутствия двух казалось бы противоположностей в познании бытия Божьего придерживается Православная церковь в лице Григория Паламы. По человеческой логике мы стремимся к одному, как нам кажется, единственно верному, постулату. Для этого нам приходится регулярно противоборствовать во мнениях. В Боге же возможно присутствие двух и более точек восприятия. Двойственность практически всегда. Тому есть два обоснования: множественность Бога и двоичность человека, как способность быть восприемником добра и зла, его расщеплённость.
Несмотря на то, что Бог как Отец упоминается не только в Новом, но и в Ветхом Завете, Ориген считает, что это весьма различное отцовство: «…всё-таки древние не были проникнуты сознанием постоянного и неизменного своего сыновства Богу» («О молитве»).
Кто ты Богу? Наёмник, раб или сын? Кто Бог для тебя?