Наблюдая за тем, что и как мы говорим, всё более совершенствуя себя в этом, приходим к пониманию, что мы используем привычные клише, за которыми, как правило, скрываются раздражение и растерянность. Например, кто никогда не говорил раздражённому человеку (но только кому можно, с начальником так нельзя) — «успокойся!»? Что мы показываем этим словом? В первую очередь своё раздражение, недовольство раздражением собеседника и бессилие устоять перед заразительностью его чувств. Высказывание в тоне приказания говорит о критической точке того, кто это говорит. Буквально он требует: «остановись! Мне твои эмоции не по силам». В таком посыле нет утешения, более того, человек раздражается ещё больше. Скандал созрел, никто никому не помог; был один, стало два расстроенных человека.
По мере взросления и углубления в Христианское учение, получая печальный опыт таких диалогов, человеку предлагается два пути. Первый: снижение эмоциональной восприимчивости. Не стоит брать на себя все чужие переживания. Жизнь каждому даётся по его силам, и будьте уверенны, вы не найдёте лучшего ответа, чем сам человек, находящийся внутри своей ситуации. Чем вы можете помочь? Задать ,например, вопрос: «Что ты будешь делать?» или «Что ты сам обо всём этом думаешь?», тем самым встряхнув собеседника и призвав на помощь не своё, а его собственное мышление. Фактически это конструктивная работа и она часто применяется специалистами-психологами: человек сам должен разобраться в себе. А чтобы противостоять передаче ненужных эмоций ( а отрицательные эмоции всегда мешают, даже если их испытывает самый важный для нас человек), обращаемся к совету Священного Писания: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Филип. 4.6-7.
Таким образом, первая всегда — мысленная молитва; далее — творческая работа над ситуацией.
При невозможности ни того ни другого у Господа есть для нас вторая универсальная рекомендация: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» Рим. 12.15. Зная, что мы моментально впадаем в эмоциональное подражательство, Бог не ломает нашу природу. Единственное, что требуется от нас: сохранить себя и товарища от греха. Не от эмоций! А от неправильных слов и действий под их влиянием. Часто мы не можем поддержать друг друга словами, но у нас есть и другие возможности для взаимодействия: мимика и прикосновение. И они бывают драгоценней и убедительней слов.
Проблема в том, что человек в принципе не имеет способности утешать. Это прерогатива Духа-Утешителя. Даже если вас спасло доброе слово от человека, без сомнения, это слово Божье, а подвинул его Дух Святой.
Но вот, что доступно Богу: Тот, Кто говорит: «плачьте с плачущими», при встрече с горем произносит: «Не плачь!». Это первая реакция Господа на человеческие слёзы. Так Он сказал Наинской вдове (Луки 7.11-16), провожающей в мир иной своего сына, когда многолюдная процессия жизни во главе с Иисусом встретилась с траурной процессией смерти. И на стыке их — горе матери, потерявшей не только жизнь ребёнка, но и свою собственную жизнь. «Не плачь!» А дальше — воскресение.
Такое же пожелание угадывается и в другой истории, правда там оно разложено на составляющие, а повествование обогащается чувствами его участницы. Действие происходит по воскресении Иисуса Христа, где вторая его героиня — Мария Магдалина ( Иоан. 20. 11-18). То, что автор Евангелия уделил слезам Марии столько внимания, говорит о том, как они небезразличны Господу: плачущая женщина приходит ко гробу, два Ангела встречают её вопросом: «что ты плачешь?»; дальше она встречает Господа, не узнавая Его и Он также обращается к ней с тем же вопросом. Можно сказать, что это начало конструктивной работы Марии над своим горем (о чём мы говорили выше): ей необходимо сформулировать саму причину своих слёз. Принимая всерьёз безутешность бедняжки и невозможность промедления в эту минуту, Иисус решается на то, на что не пошли ни левит, ни священник в притче о Добром самарянине (Луки 10. 30-35): Он обнаруживает Себя, рискуя потерять ритуальную чистоту. Только ритуала не было. А был Агнец Божий, Который нёс Сам Себя как жертву к Престолу Бога. Это объясняет, почему Иисус запретил Марии прикасаться к Нему. Церковь объясняет это место именно так: «Иисус говорит ей : не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Иоан. 20.17.
Матфей в свою очередь констатирует: «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему». Матф. 18. 9. Здесь Иисус уже передал Себя-Агнца Богу и вошёл во время Нового завета.
Обращает на себя внимание: «радуйтесь!». Это по нашей теме. Необходимо правильно назвать чувства. Так команду «Успокойся!» правильно было бы заменить словами «Не раздражайся!», это хоть чем-то может помочь другу разобраться в своих эмоциях. А лучше всего молча сочувствовать или также молча раздражаться, позволяя выходить из своего речевого аппарата только разумному, доброму, вечному — того, что от Духа Божьего.