Отец лжи.

Пусковым моментом для нашего исследования служат слова Спасителя о враге рода человеческого, дьяволе: «…он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». Иоан. 8.44.

Читать Писание необходимо с умением различать, где понимать буквально, а где нужно подняться над текстом мёртвой буквы и увидеть скрытый смысл, прочесть между строк. Необходимы особенные условия прочтения этого потаённого текста так, как будто он написан молоком между строк. При нагревании такой странички над пламенем, молоко сгорает раньше бумаги и текст проявляется. Что-то должно в нас загореться, чтобы проявить скрытый смысл.

Так вот приведённые слова Иисуса необходимо понимать буквально, именно так, как они сказаны. Эта буквальность сугубая. Господь описывает не просто желания и устремления злого духа, Он говорит о его сущности. Он настолько пропитан ложью, состоит из лжи, что сам опутан и пронизан ей. Он лжёт и самому себе. Такова его сущность, что не умея удержать истину хоть в каком-то виде, например в оценке себя, своего положения и своего будущего, он лжёт постоянно: себе и всем.

Находя аналогии в поведении людей, такое состояние свойственно душевнобольным, находящимся в выдуманной реальности. Их невозможно переубедить, скорее наоборот: они заморочат голову кому угодно, ведь их система безупречно логична. Но если внутри этой реальности кто-то внушает им опасность, этому кому-то несдобровать. Так и с дьяволом: он не бьётся понарошку, он добивается смерти своему врагу.

Но правда в том, что даже находясь в иллюзии желания любви, он соединяется с объектом своего выбора всё равно через смерть, ломая и уничтожая его.

Такую иллюзию любви гениально описал Михаил Юрьевич Лермонтов в «Демоне». «Печальный демон, дух изгнанья…» Кто не знает этих строк! Так и хочется пожалеть бедненького. Только это возможно, отдав всю свою радость, вплоть до биологической радости тепла и света. Он это проглотит, не насытившись, и вас погубит и себя не спасёт. Никого нельзя спасти против его воли, а быть без радости — его добровольный выбор. Поэма объясняет это.

Может, он действительно движим такой иллюзией спасения и возрождения: воспламениться от красоты и любви человеческой, но вся его правда: «я не могу жить без тебя» является правдой паразита, живущего в живом существе, питающегося его соками и отравляющего его.

Для большинства людей демон использует лесть и откровенный обман. Но сталкиваясь с некоторыми, он увлекается, оживляясь на некоторое время, пытаясь проникнуть в их тайну, тайну целомудрия, добра и святости. Это оживление дарует ему иллюзию радости. Для человека же наступает время мучений и смятения.

Итак, демон представляется прекрасной Тамаре так:

«Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы,

И, видишь, — я у ног твоих!»
С полным убеждением и верой (на которую он не способен) он добивается её ответных чувств. Он не может любить, но то чувство, шевельнувшееся в нём напомнило былую радость и любовь, когда он был ещё Осеняющим Херувимом и всё в нём было живо. И он было надеялся… Ему показалось…

«И входит он, любить готовый,

С душой, открытой для добра,

И мыслит он, что жизни новой

Пришла желанная пора».

И встречает неожиданный отпор в лице её Ангела-хранителя. После некоторых препирательств демон приводит весомый аргумент его полномочий:

«На сердце, полное гордыни

Я наложил печать свою».

Доведя избранницу до смерти своим прикосновением, покорив её тело поцелуем, он тем не менее не смог овладеть её душой. В новой реальности маски сброшены и Тамара увидела другое лицо своего возлюбленного:

«Каким смотрел он злобным взглядом

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца,-

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица».

Демон — то существо, которое не просто сеет смуту и начинает конфликты, он сам находится в состоянии внутренней смуты, беспокойства и конфликта.

Есть место в Евангелии, которое прямо говорит об этом. Это также слова Учителя: «…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» Матф. 12.26. Мы привыкли читать эти слова, как аргументы Иисуса в своё оправдание (выше Его обвинили в том, что Он изгоняет веельзевула силою бесовской). Бог не нуждается ни в чьих оправданиях! Он просто прав!

Но здесь он неожиданно открывает нам способ падения врага, его основную проблему. Мы читаем о тактике сатаны, как логике царства, дома и города (единства) людей. Но в дьяволе нет единства. Здесь Иисус противопоставил разумные действия людей, стремящихся к выживанию и действия сатаны: сатана действительно сатану изгоняет, именно поэтому его царство не устоит. Он не только всеми разумными существами гоним, он и сам себя гонит.

Описание такой смуты не раз приводится на страницах Ветхого завета. Так 2-я книга Паралипоменон повествует: «И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены…тогда стали истреблять друг друга». 2-Пар. 20.22-24.

И снова, как неоднократно и раньше, напомним себе: «Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия». 2-Пар. 20.15.