Далее. Только человек обладает самоосознанием, тем, что можно сказать о себе: я есть. Можно сказать вслед за Декартом: «я мыслю, значит я существую»; можно солидаризоваться с Августином, что я живу или с Марионом, что моё «я» выходит за пределы меня, но точно одно: человек позиционирует себя как «я». Есть только одно Существо в бытии и в небытии, позиционирующее себя так же, и это Бог. Главная Его характеристика: «Я есмь» (Яхве). Я существую, Я такой какой есть, Я просто есть (Исх.3.14). Этот признак роднит нас с Ним, он же и разделяет.
Однако есть ещё некто, желающий себя так обозначить: Люцифер. Мы «ломаем голову» над вопросом: когда и как он пал? Самое очевидное: наблюдая за творением человека. Так прогремело слово Бога: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему», что потрясло всё творение. Такая тайна и величие заключены в людях, что неудивительно, что тот, кто был прекраснее всего в мироздании, затаил обиду. О! Он не хотел быть таким же как Бог, это невозможно; он желал быть, как человек, подобным Богу: «…буду подобен Всевышнему». Ис. 14.12. Не от него первого вышло слово о подобии, он присвоил его себе. Надо понимать, что он вообще не имеет собственного голоса, будучи носителем лишь «брехучего телефончика».
Говоря о бытии Сына, мы обмолвились о вневременнóм Его восприятии пророками, обозначившими Бога с антропоморфными признаками. Иммануил Кант путём научных рассуждений старался доказать, что пространство и время не являются заданными величинами нашего мира, это лишь человеческое восприятие этого мира таким. Да, это базовые свойства нашего восприятия и размышляя об этом можно свести себя с ума. Только сходить со своего ума необходимо в правильную сторону. Мы предлагаем войти во вневременное и внепространственное восприятие. Понаблюдайте за собой, вы, может быть, согласитесь с тем, что человеку это доступно. Не всегда, но доступно. С кем не было ситуаций, когда ты говоришь: я знала, что так случиться. Мы все пророки? Нет, просто оказывается, человеку доступно воспоминание не только о прошлом, но и о будущем. Человек сотворён по образу Божьему, и он вне времени. И он всегда «я», будучи внешне и внутренне разным, сохраняя одни и те же личностные признаки: «я» — ребёнок, «я» взрослеющий и взрослый, «я» — мама и так далее. Почему девушки меняют внешность? Может и потому, что её «я» включает себя с другим носом или фигурой. Мы, как всегда, не знаем толком где причина, где следствие.
Кстати, учёным давно известна возможность человека не подчиняться времени. Она заложена в работе правого полушария головного мозга. Известно, что женщины в большей мере правополушарные, чем мужчины: движимые ощущениями, игнорирующие внешнюю логику, не знающие меры, но и за счёт этого решительные и овладевающие временем. Не значит, что у нас левое полушарие недоразвито, развито не хуже, чем у мужчин (доказано жизнью). Речь идёт о правильном балансе, по Серафиму Саровскому, «царском пути».
В состояние внепространственного мира мы входим любовью. Человек, с которым разделяет множество километров, так близок и ощутим, как никто из тех, кто рядом; и чем дальше, тем ближе.
Ещё один признак подобия, но уже с Духом животворящим. Он вытекает из духовности, наличия духа в человеке. Человек имеет в себе жизнь, и сам по себе и как мать живородящая. Все — жизнь, как старорусское «живот». Желающие полного подобия Богу — в жизни Жизнь во всей полноте. Помните, полная тождественность Христу? «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе…» Иоан. 5.26.
Осталось лишь «подключиться» к Иисусу Христу…