По образу Божию.

Доходя до определённой стадии интеллектуального развития, мы нет-нет, а задумываемся, что же такое человек? Наука биология предлагает нам свой «уникальный» взгляд: мы-потомки зоомира; язычество в лице индуизма, буддизма и др. говорят нам, что мы потомки богов, только растерявшие свою силу (там, правда, и боги почти как люди и животные как боги). И только монотеизм в лице иудаизма и христианства возводит человека на высоту, недоступную ни богам, ни ангелам.

В начале творения, описанного в книге Бытие, мы находим: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» Быт. 1.26. Но что Он имел в виду? Всё! Эту тайну нам постигать всю жизнь, в том числе включённую в вечность.

Первое, на что стоит обратить внимание: с начальных страниц Бог представлен во множественном числе, какие ещё могут быть сомнения в Его троичности? И у человека присутствуют все признаки этого множества, как и характерные черты каждой в отдельности ипостаси: Всемогущий Бог-Творец, извечно рождающийся от Него Сын воплотившийся Господь наш Иисус Христос и исходящий от Бога Дух Святой Животворящий.

В Божестве свой порядок: Отец всё отдал Сыну, Дух свидетельствует о Нём же. И мы начнём с Иисуса Христа. Первое, что мы можем сказать о человеке: он материален, то есть видим и осязаем; он обладает телом. Единственный, кто в составе Божества обладает такими свойствами — Иисус. Он один обладает материальностью и как следствие, антропоморфными признаками, имея тело в полном составе и сложноустроенный внутренний мир. Вся наша материальность, включая органы чувств и сами чувства созданы по образу Иисуса, Сына Божьего. Более того, все места Писания, говорящие об антропоморфных признаках Бога, самым непосредственным образом имеют в виду Иисуса Христа. Так что, когда Он говорил сомневающимся в Его миссии людям: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Иоан. 5.39 Его следует понимать буквально! Сын ещё не воплотился в пространстве и времени, но Он существует всегда, вне времени и пространства. Мы к этому ещё вернёмся. Все места Библии, где Бог имеет чувства, руки, ноги, ревнует народ Божий к идолам, говорит о нём как о невесте или жене, это всё о Сыне, имеющем плоть. Иисус настолько близок нам, что мы с Ним просто как две капли воды — неотличимы.

В то время как Бог трансцендентный, то есть не имеющий рамок (например, плоти) и выходящий за все рамки. Почти все Его характеристики с приставкой «не»: непознаваемый, недостижимый, невидимый, безначальный и бесконечный и т. д. (мы говорили об этом в статьях по теме троичности Бога). Нам недоступно представить Его, настолько это страшно, как страшна бездна: ночное море или небо. Отрицание в его свойствах говорит о том, что он совсем не такой как человек и всё творение.

Но вот в чём штука: человек также имеет аналогичные свойства. Он так же невидим (всё, кроме тела), неизвестен (самому себе и другим), неповторим и так дальше по всем абсолютно признакам. Человек настолько же трансцендентен как и Бог. Эту тему прекрасно отобразил французский философ и богослов Жан-Люк Марион в книге «Эго или наделённый собой». Обращаясь к трудам Блаженного Августина и анализируя, пропуская их через себя, он выдаёт замечательный продукт, основная идея которого та, что настоящее «я» человека выходит за пределы его самого и заключено в Боге.

Тот дух человеческий, который является его сердцевиной, создан как совершенная аналогия Духа Божия, ведь «Бог — это дух» Иоан. 4.24. Таким образом вся сложность внутреннего устроения человека несёт транцендентность Бога, в Которого мы включены. Человек, как и Бог — дух. Дух человеческий создан для обитания там Бога, мы его не осознаём, но из него источник жизни для нас.

Пусть вас не смущает схожесть Христианского откровения с идеями этого мира, в частности движения «Нью эйдж» («Новая эра»). Они считают, что мы все подключены к вселенскому Разуму, что влечёт неограниченные возможности знания (торчат рога и змеиный хвост как в Эдеме: соблазн познания). Нет необходимости страшиться каких-то идей, ведь ничто в человеке не происходит без причины. Падший дух, противоборствующий Богу, а вместе с Ним и человеку не предлагает ничего нового, умея только использовать Божьи идеи, извратив, запачкав и обокрав их. Божье откровение шире: не только наш разум подключён к вселенскому, но и мы в полном своём составе: с телом, ощущениями, прошлым и будущим включены в Бога. И это обо всём творении: каждый по своим возможностям. Особенное «включение» — у человечества (по его образности с Творцом). Но самое неразрывное и надёжное — у детей Божьих, совершенное уподобление, природнение и слияние: и телом, и духом.

Продолжение следует…