Причастие. Вино.

Послушать нас, так вообще не захочешь Тела и Крови Христовых. И не надо. Если страх больше, чем желание соединиться с Господом, не спешите. Не может быть в этом вопросе какого-то внешнего влияния. Никто не знает как часто надо причащаться. Это момент близости с Богом, ваш личный и сокровенный. И побудить к этому слиянию вас может только Дух Христов. Ждите Его призыва. Только и исключительно ваше желание может вести вас к чаше Причастия. Особенно учитывая её возможные эффекты: «…и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем». От. 10.10. Фактор времени- понятие бытийное, земное, временное; не стоит подгонять под него вечное.

В Причастии зафиксированы основные потребности тела- есть и пить. Любая жидкость, большую часть которой составляет вода, способна оживотворять нас, как Божий Дух, Который «носился над водою» Быт. 1.2. Мы и сами почти полностью состоим из воды, неся в себе это Слово. Однако, в Причастии используется не вода и не виноградный сок, а вино. Этому есть биологическое объяснение, которое, как и всё, происходящее с людьми в видимой реальности, имеет смысловую нагрузку другого рода и является внешним выражением этого скрытого смысла. Итак, почему вино?

Помимо воды, вино содержит алкоголь и все составляющие виноградного плода: витамины, антиоксиданты антоцианы и ресвератрол, органические кислоты и сахара, природные пигменты. В жарком климате Палестины этанол вина, добавленного в питьевую воду и не подвергающуюся кипячению, выполнял бактерицидную функцию. А «плоть» винограда, как плода земли, придавала напитку «цвет и вкус жизни». Алкоголь, кроме того, в малых дозах оказывает седативное (расслабляющее и успокаивающее) действие. Чуть в больших- пьянящее, меняющее эмоциональную оценку происходящего.

Таким образом, наряду с очевидной пользой для тела, мы имеем образы духовных процессов, заключённых в вине. Надо понимать, что жизнь одна. Есть только земная её часть и вечная. Жизнь вечная вырастает из жизни земной, как растение из корня, где корень- сугубо земная часть организма растения, ствол, листья и плоды- надземная. И рост в одну и другую сторону начинается с точки зерна. «Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес…» Пс. 84.12. «Плоть» вина (сухой остаток) и есть плоть, и она происходит от земли. Сахара- такая же часть плоти плода и вырабатывается силами самого растения по мере созревания путём трансформации из кислот. Мы не можем ожидать «сладости» только в будущем, мы активно производим эту трансформацию и ощущаем «вкус жизни» уже на земле. Растение-то с плодами «привязано» к земле корнем. Оторваться от неё может только плод путём отделения его от материнского растения. Таким образом, сухой остаток вина, его материальная часть символизирует текущую жизнь и наполняет её полнотой и здоровьем. А мы из жизни добываем Жизнь, из руды- золото.

То волшебство, которое происходит в молодом вине с участием живых микросуществ, называется брожением. В это время и протекают химические реакции перехода сахара в этанол. «…никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше». Луки 5.39. Потому, что молодое в стадии созревания больше похоже на бормотуху, в нём не до конца прошло брожение, внешне схожее с кипением: « Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел…» Пс. 72.21-22. На этом этапе вино содержит большое количество микроорганизмов, осуществляющих брожение и попадая в организм, могущих вызвать такое же брожение в желудочно-кишечном тракте. Искушения нашей жизни и являются этими бактериями. В процессе вызревания заповеди в нас внутри конкретной ситуации, духовные, потенциально болезнетворные, микроорганизмы, вырабатывают этанол, от которого сами же гибнут.

Пьянящее свойство этанола вина символизирует радость Духа Святого, радость о Господе. Премудрость Божья говорит: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони… Тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими». Пр. 8.22, 30-31. Из этого становится ясно, почему в Причастии участвует вино, а не сок. Отсюда понятна алкогольная зависимость и «зависимость» некоторых людей от Причастия, сродни алкогольной. Для одних это подмена духовной радости биохимической реакцией организма; для других- единственный способ «добывания» радости жизни, в то время как в нас самих должен вызревать этот земной плод, отжиматься, переходить в вино; только это свидетельствует о действии Вина Христова, Его Крови в нас.

Такая подмена понятий часто наблюдается в молодых Христианских течениях. Побывав под помазанием Духа Святого, ощутив неземную радость от соборной молитвы, плюс музыка, плюс талант пастора, человек-таки «подсаживается» на эти ощущения. Ощущения -это хорошо. Однако, надо понимать, что радость в Господе, как и любовь, как вера не являются ими. Такая радость- глубинное и вполне осознанное состояние человека, и чувствами мы можем их узнать эпизодически и разные люди в разной мере.

Реагируя на слова иных людей, что они никогда не чувствуют любви к Богу и вытекающей оттуда радости, Григорий Богослов спрашивает: «а ты вообще живой?» Если за месяцы и годы жизни ты ни разу не подумал, как Бог: то, что происходит хорошо, и «хорошо весьма» Быт. 1.31, ты ещё даже не встретился с Ним. Страшно, что особенно этим недугом страдают давно воцерковлённые люди. Какой Бог видит Свою Церковь? Зачастую как зомби-апокалипсис.

Но те, кто жив, обновив свою кровь и плоть Причастием, осознаем и воплотим Христа в наших жизнях!