Человек- сложноустроенное существо. Решая жизненные задачи, мы опираемся на разные точки опоры в этом устройстве. Это может быть влияние захвативших меня чувств или просто упрямое- «хочу». По мере накопления опыта приходит понимание, что наиболее верные решения принимаются в состоянии взвешивания «за» и «против», рассуждения.
Не дожидаясь счастливого момента прозрения, Господь учит нас этому со страниц Библии. «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её. Дабы, когда положит основание и не возможит совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» Луки 14.28-30. Это касается как каждодневных забот, так и поворотных моментов судьбы. В частности, иллюстрация со строительством приведена Господом для понимания принятия решения следовать за Христом, отдать Ему жизнь.
Фёдор Михайлович Достоевский в «Притче о Великом инквизиторе» («Братья Карамазовы») обозначил, чем руководствуются люди (и не люди), претендующие на влияние: хлеб, тайна и авторитет. Иисус возводит людей на принципиально новый уровень, не игнорируя телесные нужды, но расширяя представления о необходимом для полной жизни. Он не нагоняет тумана и не делает из Себя тайны, предлагая Бога в доступных притчах и сравнениях. Он просто обнажает Своё сердце, говоря о главном и сразу. И Господь не тиран; имея весь авторитет на Небе, Он никогда не использует его во зло на Земле, подавляя чью-то волю. Бог никого не ставит на колени!
Так и цитируемое место о башне раскрывает процесс в человеке, реагирующего на призвание Божье: «…кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником…» Луки 14.27. Нам предлагается оценить риски и неудобства на фоне открывающихся перспектив. Рассудить, включив возможности анализа и синтеза.
Вроде бы так и поступил пророк Иона: «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: «Встань, иди в Ниневию- город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня». И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня…» Ион. 1.1-3. Точно в противоположную сторону, сделав всё, чтобы не выполнить повеления Божия. Почему такое странное поведение? После того, как Иона, следуя по пути бегства от Господа, побывал во чреве кита и всё-таки выполнил миссию в Ниневии, он объяснил это так: «О, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты- Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии». Ион. 4.2.
Иона включил рассудительность, оценив риски этой проповеди, ведь Ниневия, как любой крупный торговый город тогда и сейчас- «город порока». Однако, это привело к противлению воле Божьей. Что не так? Несвоевременность. Именно то, о чём говорил Иисус. Пророк стал взвешивать аргументы в процессе строительства башни. Но ведь ты уже однажды принял решение следовать Господу и находишься в Его воле, так строй и не останавливайся.
Способность мышления и вытекающая из него рассудительность является, по-видимому, вершиной человеческого естества. Его стоит запускать на полную мощность перед принятием решения. Дальше необходимо следовать своему выбору, зачастую отвергая доводы во всём сомневающегося разума. На пути реализации вступают в силу другие свойства души: воля к победе (как минимум нужно довести дело до конца), терпение, аккуратность, борьба с ленью. И вишенка на торте- любовь. Да, опять любовь.
Рассудительность- высшая добродетель человека. Но любовь превыше всего! По правде говоря, принимая самые важные решения, в том числе и особенно, в следовании за Христом, мы руководствуемся не логикой, а именно любовью. Так мы выходим замуж, так рожаем детей. Невозможно представить Отца, Который станет рассуждать: придти или не придти на помощь Своему ребёнку, попавшему в сложную ситуацию. Героя и отличает то, что он игнорирует собственные риски, стараясь кого-то выручить. А способность рассуждать он прикладывает не к тому, сделать или не сделать, а как сделать.
Для нас же одна из самых сложных проблем возникает перед попрошайками. «Пусть милостыня запотеет в твоей руке», по мнению небиблейской книги «Дидахи» (I-II в.) или «просящему у тебя дай» Матф. 5.42, по слову Иисуса, без всяких рассуждений? В этой ситуации рассуждения неизбежно приведут к осуждению и ожесточению сердца. А поступая по рекомендации Наставника и не имея своего на то желания, получишь «комплекс жертвы» и чувство, что тобой злоупотребляют. Как поступить? Как всегда, исходя из собственных желаний. Честно признайтесь себе в своём нежелании подавать с полным правом следования ему. Так же честно изучая слово Господа и опыт других людей в этом вопросе. Приходя к правильному пониманию, ищите свой способ исполнения данного Слова.
Проходя путь, о котором говорит Апостол Пётр: «То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». 1-Петра 1.5-7.