Сакральное и профанное.

Этой теме посвящены произведения мыслителей. Это разделение лежит в основе всех религий и верований. Эту границу явственно ощущает наука и более того, не стремясь к этому, сама её устанавливает и укрепляет, углубляя специфическое знание. Тайной манит вечный змей. Тайна является основой магии.

В замечательном исследовании Марселя Мосса о магии, опубликованной в составе книги «Социальные функции священного» содержится глубокий анализ этого явления и что примечательно: линия раздела между религией и магией до такой степени размыта, что практически отсутствует: и то и другое «замешано» на тайне. Мощная интуиция Рене Жирара обозначила Христианство как выпадающее явление из ряда религий именно в силу этого: во Христе нет тайны. Бог в Богочеловеке до такой степени открыт нам, что не оставил Себе ни одного потаённого уголка («трошки для себе»). Он просто вывернул себя наизнанку, рожая Сына, как выворачивается наизнанку женщина в родах, делая тайное (ребёнка, скрытого внутри неё) явным.

Эта катафотичность, доступность Бога для познания возможна только посредством Бога в составе естества, изнутри, с возможностью чувствовать чувства Бога и мыслить мысли Бога. То есть в Богочеловеке, при этом Богочеловек — это не исторический персонаж, Он внутри тебя, одно целое с тобой — неслиянно, нераздельно. И даже смерть здесь бессильна. Тогда покров тайны, то покрывало, которое лежит на умах (2-Кор. 3.14) снимается и мы видим Бога, как Он есть, в натуральном виде, в наготе, как супруги видят друг друга. Но только любовь имеет право срывать покров.

Всё это исключительно схематично. Все аналогии (притчи) касательно Царствия небесного уместны, но необходимо понимать, что взаимодействие с Божеством совсем иное нежели с людьми. Людей мы воспринимаем снаружи, Бога — изнутри, часто не узнавая или не называя все сложные ощущения, сопровождающие это общение.

Итак, тайна ли для жены нагота мужа? Нет. Значит, для находящихся в единстве с Богом и тайны нет, есть только вопрос времени в этом познании. Тогда Бог не непостижим в принципе, а только не постигнут в полноте.

Тайна ли их близкие отношения для внешних? Безусловно. Они внутри сакрального. А внешнее называют профанным, то есть общедоступным. «Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так-что они видя не видят, и слыша не разумеют». Луки 8.10. Отсюда и слова Иисуса: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Матф. 7.6.

Продолжение следует…