Порой мы недовольны своей судьбой. Смотрим по сторонам и прямо таки ищем себе предмет для зависти. Желаем того же, что у него, но никогда не можем знать той цены, которая платится за приобретённые блага. Это касается не только неверующих. Придя ко Христу, мы остались по большей части теми же, но теперь находим повод для завистливого желания и на страницах Писания.
Например, Апостолы. Чем они такие выдающиеся, что навсегда получили право Двенадцати? Они сопровождали Иисуса в Его земном хождении, им были вверены тайны Божии, их помнят и цитируют уже два тысячелетия, а на Последнем суде они будут судить двенадцать колен Израилевых. За что такие почести? Чем они лучше других?
Очень человеческие вопросы, полные недовольства своей судьбой. Но представим человека, не движимого этим, вопрос всё равно не перестанет быть: какова причина того, что Господь выделил этих людей? Из всех, между прочим, существовавших когда бы то ни было. И сразу отваливается подобная формулировка: отпадает огромное количество людей, не являющиеся современниками Иисуса Христа, это очевидно. Более того, круг сужается Его ровесниками, то есть людьми, которые могут быть друзьями. Так же как и с нами: сколько угодно прекрасных людей существуют в мире, но наш выбор ограничен пространством, временем и ближайшим окружением, при этом реально пишется наша вечная судьба.
Первый же уровень рассуждений опрокидывает масштаб вопроса, что эти люди были более выдающиеся, чем все люди. Не говоря уже о том, что они могли быть лучше других. Это подтверждает Писание, не замалчивающее их споров, ссор, превозношения, непонимания, отречения и предательства. Итак, это совершенно обычные люди, такие как мы. На что же надо обратить внимание, чтобы понять причину их близости с Учителем? На момент призвания.
Всех Апостолов отличает отзывчивость на призыв Божий и моментальное исполнение услышанного слова: «Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети свои, последовали за ним». Марк. 1.16-18.
«Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцем их, починивающих сети свои , и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним». Матф. 4.21-22.
«На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: Мы нашли того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. …Нафанал отвечал Ему: Равви! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев». Иоан. 1.43-46, 49.
«Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он встав последовал за Ним». Марк. 2.14.
Всё это настолько чудесно, что похоже на фильм с повторяющимся кадром: следуй за Мной! Они встали и пошли; следуй за Мной! Они встали и пошли; следуй за Мной! Они встали и пошли. Господь тоже готов смотреть это многократно, жить в этом моменте — моменте призвания, моменте первой любви.
Кто-то подумает: если бы и я был в этом моменте, то поступил бы так же. Не факт! Евангелия приводят множество примеров, когда люди, слыша аналогичный призыв, колебались и пятились в обыденные проблемы. А это то же время и тот же Иисус. «А другому сказал: следуй за Мною! Тот сказал: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Ещё другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. После сего избрал Господь и других семьдесят учеников…» Луки 9.59-10.1. Если те (двенадцать) безоговорочно шли за Ним, то с семидесятью нужна была предварительная беседа.
А всё упирается в неверное понимание Христа. Вряд ли Апостолы глобализировали принятие этого решения. Они способны действовать порывом, жить в моменте. Все они были обременены ответственностью перед семьями и ничуть не меньше осознавали её, чем другие. Но в момент призыва они думали только об Иисусе; они вышли в другое измерение.
Примечательно поведение Зеведея-отца, которого взрослые дети оставили трудиться одного. Из повествования Евангелий мы понимаем, что момент призыва — это не момент первой встречи. Братья уже знали Наставника, и их отец понимал, насколько Он для них важен, не став чинить им препятствия и усложнять им выбор.
В поведении призванных Апостолов не было житейской практичности, расчёта и рассудительности. Точнее, всё это было, но совершенно меркло перед тем, что Бог пройдёт мимо, перед верой, действующей любовью.
Хорошо бы и нам научиться узнавать свой Момент, чтобы незамедлительно сказать Богу «да!» и стать Ему другом.