Сосуд гнева.

Бога понять трудно. Говоря и думая на разных с Ним языках, мы, как переводчики подбираем слова для интуитивно понятных чувств. Это происходит при написании книг и подобного рода статей, эти же процессы существуют и внутри нас, когда мы улавливаем в себе слова неизреченные, переводим их на понятный нам язык, подбираем человеческие слова для формулирования понятий совершенно неземных и надчеловеческих. В большинстве случаев мы ничего не можем сказать нового, а изъясняемся прописными истинами, словами Писания.

Разница в том, что прожив это слово внутри собственной личности, мы смотрим на него иначе, оно становится объёмным и живым. Только таким образом нам возможно по-настоящему понять его. И то, как ты проживёшь это слово, приблизит или удалит тебя от Бога. Нам мало научиться выбирать между добром и злом. Мы учимся делать выбор между добром и добром. Апельсин совсем не похож на клубнику. По мысли одного умного человека, так же любое созревшее добро очень сильно отличается от другого созревшего добра. Мы выбираем между фруктами, исходя исключительно из собственных желаний. Такой же выбор нам необходимо делать и в словах Писания.

В чем этот выбор? В том, что лично ты пожелаешь человеку в конце концов.

«Что же, если Бог желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе…» Рим. 9.22-23.

Из этих слов прямо-таки напрашивается вывод о том, что Бог одних людей сделал сосудами милосердия, а других- сосудами гнева. Своего. При всей нашей своевольности и не только ощущения, но и использовании права жить как я хочу, мы почему-то очень легко констатируем Божью манипуляцию в этом вопросе. На этом понимании почкуется множество откровений и ересей. Целое Христианское мировоззрение строится на таком превратном понимании характера Бога. В частности, разница в понимании избрания Божьего лежит в противоречиях католического и протестантского- с одной стороны и православного учения- с другой. К слову, надо понимать, что Протестантство в лице Мартина Лютера, оттолкнувшись от Католичества, является тем не менее его детищем. Православие устояло от кардинального влияния других религий по причине своего разнообразия и толерантности. А самое главное- оно в большей степени отражает дух Христов. Не во внешней обрядовости и погрешностях- их, как в жизни любого человека полно. А в основном векторе. Это понимаешь, углубляясь в историю Церкви и труды очень разных в своём понимании Христа старших братьев по вере. Даже не приняв некоторые позиции этих трудов как учение Церкви, Православие не стало их «замазывать» и подчищать задним числом. В этом случае Православная церковь подхватывает дух Писания в смысле правдивого отражения жизни и трудности пути поиска Бога.

Так, Блаженный Августин, наш возлюбленный брат, сделал из слов Господа вывод, что одни люди предназначены ко спасению, другие- к вечной погибели. Что бы ты ни делал, как бы ни трепыхался, мы предопределены к своей судьбе, подтверждая это каждым своим выбором. Эти выводы базируются на разных местах Библии, в частности на таком: «…Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению…» Филип. 2.13. Это можно понять так, что раз Он избрал, Он же так повернёт твое сердце, чтобы ты захотел поступить по воле Божьей. И Он действительно это может. «Ибо все из Него, Им и к Нему» Рим. 11.36. Один вопрос- где здесь сам человек? А кроме того, раз поняв Слово неправильно, извратив или опустив понятие «благоволение», можно дойти в рассуждениях до страшных вещей. Получается, что концлагеря существовали с разрешения Бога. Эта философия дала жизнь немецкому фашизму и надпись «Каждому- своё» красовалась над воротами Бухенвальда.

Как сюда приткнуть главное откровение Бога о Себе: «Бог есть любовь» 1-Иоан. 4.7?

А не надо его никуда притыкать, нужно его положить в основание. Тогда становится очевидным, что «нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих». Матф. 18.14. Именно такую убеждённость в воле Божьей постулирует Православная церковь- Бог всех предопределил ко спасению, выбор делает сам человек.

Говоря на эту тему, нельзя умолчать ещё об одном месте Священного Писания, уже из Ветхого завета. Месте весьма спорного и как будто подтверждающего логику Августина и Кальвина. Речь идёт об исходе Евреев из Египта. Мы знаем, что Моисей пытался мирно решить этот вопрос, но фараон воспротивился. Библия называет причину этого противления: «…Господь ожесточил сердце фараона…» Исх. 9.12. Как бы мы ни представляли этот процесс, он как будто сводится к одному выводу- Бог намеренно ожесточил сердце фараона, склонив его ко злу. Мы легко думаем о Боге, как манипуляторе, когда дело не касается лично нас. А в своей жизни я и только я принимаю решение, я не поддаюсь влиянию, я делаю всё возможное, чтобы не подчиниться ему, даже когда это влияние очевидно разумнее, чем мои представления. Так вот, как Бог поступает с тобой, так же Он поступает и с другими, считаясь с нашей свободой. Это первое. Второе, и главное: не имея в Себе зла, Он никогда не склоняет человека ко злу. Имея доступ к сердцу человеческому, Он наклоняет его к добру, пока это не ломает волю самого человека. Ко злу- никогда! Нам может казаться, что мы не получаем реакции Господа на какие-то наши молитвы, но есть одна молитва, на которую Бог не может не отреагировать- Боже, сохрани меня от греха.

Далее. Одно из откровений Нового завета звучит так: «…ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего». Пс 137.2. Мы имеем все основания вместо слова «Бог»или «Господь» ставить «слово Божье». Тогда фраза становится такой: слово Божье ожесточило сердце фараона. Воспринимается совершенно иначе. Как слово может ожесточить человека? Если оно оскорбительное, унижающее его достоинство. От Бога мы точно этого не ожидаем. Тогда как? Понятно, что человек сам почему-то оскорбился от этого слова. В этом ключ правильного прочтения: в ответ на слово Божье фараон ожесточил своё сердце.

Эту последовательность легко проиллюстрировать тем, когда мы говорим: он меня раздражает. Можно было бы представить, что «он» делает или говорит что-то раздражающее. Но в этом случае мы используем другие слова, указывающие именно на недопустимые действия в отношении нас, детализируем речь. Слушатель правильно понимает эту фразу, подразумевая собственные чувства собеседника в отношении того человека. Меня раздражает, как он говорит, как он одевается, как он пахнет или как дышит. Он так меня раздражает, что лучше бы его не было вообще. «Он» удивляется- да что я тебе делаю? я к тебе даже не приближаюсь. А мы испытываем раздражение. Так в ком причина?

Раздражение и есть ожесточение. Эмоционально мы переживаем его как гнев.

Какой совет даёт нам Господь? «Гневаясь, не согрешайте…» Еф. 4.26. Не следуй за своим гневом, как за авторитетом. Не становись сосудом гнева. Собственного гнева.