Спасётся через чадородие…

Судьба женщины с её вектором жизни и состоянием здоровья были обозначены в момент зарождения нового человеческого вида: человек, вкусивший от древа познания добра и зла, человек разумный, человек греховный. «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Быт. 3.16.

Видя, как разворачивается это слово в реальности, мы не раз говорили об уязвимости женского здоровья, связанного с репродукцией. Более того, здесь обозначено главенствующее направление предназначения женщины и заточенные на исполнение этого предназначения свойства личности. Пусть вас не смущает слово «предназначение»; мы договорились в наших беседах, что в Боге нет иного предназначения, чем Жизнь вечная, в Нём не существует карты страданий и болезней, через которые Он планировал бы нас провести. Человек сам строит свою жизнь, и в нём самом, в собственной организации личности, включая запас здоровья, существуют определённые возможности и ограничения. В этом смысле человек предопределён. Но то, как он распорядится этим ресурсом, решается в текущий момент.

Решение данного нам вроде бы проклятия предлагает Новый Завет: «Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». 1-Тим. 2.15. Часто этот стих понимается физиологически: чем больше численность детей, тем больше реализация женской функции. Какой-то смысл в этом есть. Наш Господь Саваоф, являясь Богом множеств, действует как универсальный множитель того, что делает человек: и добра и зла. Именно поэтому так опасно грешить верующим и по этой же причине Бог отходит от того, кто творит зло: чтобы не умножать его.

Рождение детей — безусловное добро. Люди, чуткие к голосу Духа Святого, молясь о наследнике, не услышат такого «да» от Бога: ребёнок; Он скажет: «дети». «Умножая умножу». Даже если состоится единственный малыш в семье.

Однако говорится не только о физиологии. Дух Святой через Тимофея расширяет условия спасения до отношений между людьми, основанных на поиске святости, то есть последовательного исполнения заповедей любви: необходимо пребыть в вере, любви и целомудрии. В вере — хоть как-то понятно, в любви — тоже можно себя проверять по 13 главе Первого послания к Коринфянам и настраивать; целомудрие — вообще запредельно, если отвлечься от физиологии.

Психология рассматривает три уровня созревания личности: человек — ребёнок, человек — взрослый, человек — родитель. Все грани человеческого естества реализуются по максимуму только в третьем состоянии. При этом сердце сначала тренируется на родных детях, а только потом приобретает способность расширяться до всех детей, ещё далее — до всех людей. Как бы не лопнуло. В общем, это невозможно, а любовь ко всем людям не более, чем иллюзия и минутное вдохновение.

На практике с появлением своих детей мир всё больше делится на «своих» и «чужих». Если раньше казалось, что любишь всех деток, то потом оказывается, что кто-то из них портит жизнь твоему чаду и ты не можешь его любить. Происходит даже сужение взгляда. При многократном его углублении. И только теперь мы можем понять, как Бог-Отец смотрит на людей: те, которые напоминают Ему Сына, близки Ему как родные, сердце само в жалости устремляется к ним; те же, кто далеки от родного образа, так же далеки и от Самого Отца.

Если мы либо так, либо так, то Господь вмещает все возможности: и любить всех людей, и выделять тех, кто похож на Сына. До таких же размеров расширяется и слово о чадородии. Разве там сказано хоть что-то о физиологии? Там заложен принцип отношения к детям вообще и служении им. И это напрямую говорит о педагогике, о родовспоможении, об опеке и усыновлении. Женщине даётся возможность спастись не только через своё чадородие (мы всё о себе), но и через чьё-то. Зачастую люди, занятые в таких служениях, не могут иметь собственных детей. Они полностью отдают себя некогда чужим.

Но так или иначе, а мы получаем колоссальное знание о жизни с рождением ребёнка. Родители точно знают, что до него они вообще не знали о жизни ничего, так всё меняется. И каждый последующий малыш «отбирает» тебя от предыдущих, сохраняя приращение всех и формируя мощную связь с собой. Матери трудно: образуются новые анастомозы, всё в ней приходит в движение. И это «трудно» навсегда. Но в этом счастье! Дети всегда открывают новые перспективы.

Именно с физиологическим состоянием беременности связывается понятие «утроба». Единоутробные — дети одной матери; «утробы ленивые» Титу 1.12 — не просто ненасытные и ленивые люди (при чём здесь ленивые утробы?), а ленивые на принятие духовного семени и взращивание в себе плодов веры; благоутробие.

Слово «благоутробие» стоит в некоторых местах церковнославянской Библии на месте понятия «милосердие». Это базовая характеристика Бога: «Господь Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный…» Исх. 34.6. Можно привести в качестве примера иллюстрацию этого понятия, предложенного митрополитом Илларионом Алфеевым в книге «Иисус Христос. Жизнь и учение». Он обращается к суду Соломона из Третьей книги Царств, к истории дележа живого ребёнка между двумя женщинами (3-Цар. 3.16-28). Неродная мать согласилась с предложением царя разрубить малыша: «пусть же не будет ни мне, ни тебе». У родной же «взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему». Это и есть благоутробие. Именно это чувствует Бог, когда движим милосердием.

То, что она сказала дальше переворачивает всё наше представление о Боге, если поставить Его на её место: «отдайте ей этого ребенка живого». Как Отец отдал Сына. То, каким увидел Бога с этой точки Рене Жирар мы поговорим в одной из последующих статей: 1)Бог отдал сына в мир живым; 2)Он дискредитировал Себя этим действием, как истинная мать, сдав свои позиции, могла быть представлена лгуньей; 3)в Боге нет никакого насилия. Вообще! Даже праведного. Мы неправильно представляем Божий совет и то, как Бог творит Свою волю. В этом совете невозможен диалог: Иисус (или я): -Как Ты хочешь, чтобы я поступил?; Бог: -Я хочу, чтобы ты поступил так-то и так-то. Но совет возможен только такой: Иисус (я): Как Ты бы, Боже, поступил на моём месте (когда меня принуждают к терпению, нагибают мою волю или хотят убить (Гефсимания))? Бог: Я бы отдал Себя в их руки. Отец не может сказать: Я хочу, чтобы ты болел, страдал, умирал. Ну не может. Он только скажет о Своём выборе. А поступить или не поступить так же — дело выбора человека.

Таким образом, «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое». 1-Кор. 13.11. Так что и мы, «оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству…» Евр. 6.1.