Философия, стремящаяся к познанию высот души, неизбежно приходит к выводу, что тело мешает душе. Человек двух-, а то и трёх-составный, и как лебедь, рак и щука эта разноустремлённость тянет его в разные стороны. Замечено, что аскетическая жизнь, ущемляющая телесные желания, даёт возможности для становления духа, постижения его принципов и внутреннего созерцания. Правды ради следует вспомнить, что философия весьма разношёрстная и содержит, например, учение Эпикура, который не ограничивал своих адептов в удовольствиях, но напротив, призывал к их постижению. Жаль, он так и не был правильно понят ни в одной из последовавших ему школ: сам-то он был почти аскет, а настоящее удовольствие, по Эпикуру, можно получить только малыми дозами; так что всё равно необходимо хоть не качественное, так количественное воздержание.
Приступая к изучению Священного Писания, мы часто забываем, что самая актуальная его часть — Новый Завет — формировался в греческой среде. Так же как и самая значимая часть святоотеческого Предания Церкви. Отцы воспользовались не только лексикой, сформированной греческой философией, но и многими её идеями. Это нормально. Человечество в целом готовилось принять откровение о Христе, толкаемое само не понимая чем, к поиску. Поэтому к Его воплощению всё было подготовлено, включая язык.
Так как всё смешалось и наложилось одно на другое: учение Божье на учения человеческие, и наоборот, это смешение мы по сей день ощущаем и на себе. Читая «…плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся…» Гал. 5.17 мы по инерции воспринимаем это по-философски: тело противопоставляется духу. Однако дело в том, что богословие за прошедшие века не теряло времени даром, а занималось поиском в оттачивании, выкристаллизовывании христианских понятий. В частности, новое слово «плоть». Его вы не найдёте в лексике философов. И оно не равно телу. Для большего представления обратитесь к статье «Сердце человека. Что такое «голос сердца»?».Там мы говорили, что плоть — это симбиоз обременённой грехом части души с телом; источник проблем в человеке не в теле, а в необузданной, повреждённой душе.
Христианство вообще сильно оправдало тело. Более того, можно сказать, что это религия культа тела — Тела Христова. Оно лежит в основе учения: Его смерть, Его воскресение. Оно положено сердцем нашего Богослужения — Христово Причастие, Причастие Тела и Крови Господней. Даже трансцендентный, неведомый и непознаваемый Бог, о Котором так много говорят отцы, не может переступить Тела Сына Человеческого, нашего тела. Он на Него смотрит, Он с Ним считается. А значит и к любому человеческому телу Он имеет такое же отношение.
Тело — это первое, что сотворил Бог в человеке. И сделал Он его лично, а не посредством природы, как животных: «И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду ее… И создал Бог зверей…» Быт. 1.24, 25. О человеке: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему…И сотворил Бог человека…» Быт. 1.26,27. Таким образом, вопреки устоявшемуся представлению о Боге Христиан, Господь так же трепетно относится к телу человека, как и к его духу. Не Бог культивирует в нас телесные недуги, но грех. Не Бог провоцирует в нас страхи и другие чувственные страдания, но наша нетренированность в вере («…что вы так боязливы, маловерные?» Матф. 8.26), сбитый вектор доверия: мы ищем опору не в том.
Мы живём в мире людей и человеческих учений. Осознаём мы это или нет, но они оказывают огромное влияние на нас. Так, в представлении буддийского и индуистского мировоззрений (кто у кого передрал?) тело — это случайный, подходящий по размеру и функциям мешок, куда помещается душа. По идеям индуистов, это может быть и тело животного. Отсюда происходит множество злоупотреблений телом: от чрезмерных излишеств до замаривания голодом и погрязанием в нечистоте. Раз оно взято напрокат, можно его «убивать». Я способен беречь только своё и ценить продукт своего труда.
Но по истине именно так и происходит человеческое тело — путём творчества его души. И она всегда сотворит одно и то же тело, с теми же чертами лица и сложением. По мере совершенствования в своих качествах и тело сотворит душа всё более прославленное. Никто нам не даст его в вечности как бонус, твоя душа заново сотворит его из праха.Только для одних это будет воскресение жизни: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни» Иоан. 5.29, где запечатлеются в теле сверхъестественные навыки души, добытые в горниле искушений; другие в воскресение смерти: «…а делавшие зло в воскресение осуждения». Иоан. 5.29, где душа, не изжившая из себя уязвлённость смертью, сотворит опять такое же бренное тело, старое и больное. И умирать оно будет бесконечно. Ужас!
Но мы сделали для себя выбор. И нам хочется подробностей, что же это за тело? Какие его свойства? Джон Мильтон в поэме «Потерянный рай» интересно описывает трансформацию Люцифера в демонического змея (вы знаете, что Люцифер не всегда был сатаной, а сатана дьяволом?): он почувствовал, как его голова вытягивается и заостряется, а язык раздваивается; руки прилипли к телу и ноги срослись; он упал на землю и стал извиваться. Там же он описывает изменения внутри Адама и Евы, какими они теперь увидели себя, друг друга и мир. Можно пофантазировать и дополнить эти ощущения чувствами нашей природы: в животе что-то забурлило, неприятно потянуло, кольнуло, заболело и в промежности открылись дыры, из которых вывалилось что-то дурно пахнущее. То есть первоначально не предполагались нечистоты ни животных, ни человека в Раю. Отцы настаивают, что половые органы как были у первых людей, так они и останутся в прославленных телах (Мефодий Патарский, Епифаний Кипрский, Иероним Стридонский). Но вот чего точно не будет за ненадобностью: выводных отверстий для нечистот. То же самое произошло и с животными, мир наполнился воем несчастных существ.
Однако Библия говорит, что «…в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах». Матф. 22.30, потому что во Христе Иисусе «…нет мужеского пола, ни женского…» Гал. 3.28. Какая же целесообразность в половых отличиях? Ну, во-первых, это на выбор конкретной души: какая-то душа может и не испытывает привязанности к своему полу и живёт уже на земле подобно Ангелу, и что она себе сотворит, никого не касается. Но вот, например, мать, органически привязанная к своим детям хочет и в вечности сохранить память о них, и память эта начинается с её тела: с родовых путей. То есть они присутствуют в теле не с целью рождения детей, этого не будет, а как свидетельство подвига жизни земной. Так же и мужским естеством: рождение детей и связанный с этим подвиг мудрости и терпения или подвиг воздержания и борьбы с похотью. И всё это на усмотрение каждой души лично.
Конечно, это фантазии. Правда в том, что душа уже сейчас строит своё будущее тело, как на завтра, так и на вечность. Она сейчас принимает решение, что она хочет запечатлеть в своём естестве навсегда. Кто-то мечтает летать — пожалуйста! Иисус продемонстрировал возможность того: «…что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Деян. 1.11. Игнорировать материю, проходя сквозь стены? Бери пример с Иисуса: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус и стал посреди, и говорит им: мир вам!» Иоан. 20.19. Владеть телепортацией: «…а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте…» Деян. 8.39-40; обладать возможностью находиться одновременно в разных местах: «Потом явился более нежели пятистам братий в одно время…» 1-Кор. 15.6; способностью сотворить что-то из ничего: «Иисус говорит им: дети! Есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет», а спустя небольшое время после повторения чуда с большим уловом «…вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб». Иоан. 21. 5,9. Откуда?!
Нам разрешаются любые самые несбыточные желания! Одно условие: благочестивые. Но для человека веры это и не условие, а насущная необходимость.