То ли мы слышим, что говорит Бог?

Находясь в общении с людьми, говорящими на понятном нам языке, мы думаем, что, слыша знакомые слова из уст другого человека, мы его понимаем. Как минимум считаем, что всегда слышим именно то, что говорят. Но, пройдя через огромное количество нестыковок слов и понятий, становимся перед вопросом: а так ли это?

Детство готовит нас к необъятной жизни и происходит это через игру. Кто не помнит игру «в брехучий телефончик»? Там рассматривается самый начальный этап непонимания: человек буквально слышит не те слова, которые ему говорят. Мы уже не раз вспоминали нейрофизиологию и её экономичность. Дорого обходящаяся организму любая деятельность, ограничивается, усекается им до готовых клише. Таким образом, слыша начало фразы, мы её не столько дослушиваем, сколько додумываем, а запоминаем не то, что сказал человек, а что мы сами за него сказали. Так бывает со всеми. В силу зацикленности на себе и систематического неприложения усилий для того, чтобы по-настоящему услышать собеседника, люди вообще теряют способность слышать и понимать других людей. Но это крайности. Чаще мы переспрашиваем, так как выявляется абсурд в обмене репликами. Собеседник раздражается: «ты что меня совсем не слушаешь?» (уязвлённое самолюбие). Но в дальнейшем обмене информацией, осознаёт важность переспроса и необходимость выяснить всё сразу. Для того, чтобы поменьше было раздражения, важно сохранять фоновые добрые отношения, а при необходимости не стесняться уточнять, с кем бы вы ни были в общении: лучше показаться глупым сейчас, чем испортить всё дело.

Как мы слушаем друг друга, так же мы слушаем и Бога. Такие места есть в Писании и, возможно, все сложности понимания этих цитат связаны с вкравшимся «брехучим телефончиком». Первое, что приходит на память, опять же история с Авраамом и Исааком (Быт. 22.1-12). Бог кажется жадным до крови и непоследовательным. Но Бог ли это такой или Авраам представил Его таким и услышал Яхве как мог? Надо понимать, что Авраам жил среди языческих жертвоприношений (человеческих) и он только создавал образ Святого Бога. Ему не на что было опереться, кроме своего представления. И он ошибся, когда услышал Бога-духа по плоти. Всевышний говорил о жертве сердца, а не о кровопролитии. Будучи верным Себе, Он ставил ту же задачу, что и Иисус: « …кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня…» Матф. 10.37.

Ценой своего искушения-падения мы понимаем Господа по-новому. Так случилось и с родоначальником нашей веры.

Второй эпизод находится в той же книге Бытия и касается уже жены Исаака Ревекки: «Сыновья в утробе её стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». Быт. 25. 22-23. И всё! Где здесь Бог говорит о подлоге? О том, что она сама должна как-то подсуетиться и обеспечить исполнения Божьего слова? Никогда Он не толкает человека на грех. Её задача была родить их и по силам любить обоих. Бог сказал это, не программируя судьбу каждого, Он просто видел их устройство: грубость и дикость Исава сроднилась с язычеством; Иаков всегда был близок к откровению истинного Бога. Даже если бы во внешнем мире всё сложилось иначе, Иаков всё равно бы произвёл народ, по духу близкий Господу, а Бог был Богом Авраама, Исаака, Иакова.

В своих преткновениях мы приписываем свои действия промыслу Божьему. Это неверно. Промысел у Бога только один- всех спасти и помиловать. И Он никогда (!) не выбирает путь насилия и лжи для этого. А то, что мы нигде не читаем осуждения в адрес этих людей, так в Нём его вообще нет. А из нашей отсебятины он извлекает что-то доброе, из проклятия — благословение.

От Бога мы слышим слова неизреченные. Он говорит образами и чем-то там ещё, что невозможно высказать — прямо в сердце. Мы переводим Его откровения на свой язык, усваивая ментально. Чтобы обогатить этот язык и приблизиться к пониманию, необходимо знакомиться с терминологией Царства через Писание. Бог всемогущий заключил Себя в слове, и слово это человеческое. Однако, приняв его не с тем духом, легко ошибиться. По словам современного философа и богослова Рене Жирара « Евангелия «чудодейственным» образом подтверждают любую позицию, какую бы мы ни заняли» («Я вижу сатану, падающего как молния»). Бог не спорит с нами ни о наших убеждениях, ни о путях их реализации. Только есть опасность, думая, что находишься с Ним в общении (Иисус вообще такой душка!), услышать в конце пути: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня…» Матф. 7.23. Иисус не спорит ни с кем, Он смотрит в глаза с надеждой: выбери жизнь, поступи как Я.

Таким образом «…имея тень будущих благ, а не самый образ вещей…» Евр. 10.1, руководимые любовью, будем старательны в поиске Того Бога, в котором нет ни силового воздействия, ни разногласий, соединив всю разнообразность жизни «под главою Христом» Еф 1.10.