Феномен Саула.

В статье «Сосуд гнева» мы рассматривали процесс ожесточения сердца Египетского фараона и пришли к выводу, что обозначенное как «ожесточил Бог сердце фараона» раскладывается на множество действий со стороны Бога и человека и в конечном счёте звучит как «ожесточило слово Божье сердце фараона». Становится очевидным, что не Бог по Своей воле сделал так, что сердце человека стало жестоким, но сам человек, последовательно противясь слову Бога, всё более и более ожесточался.

Теперь мы рассмотрим ещё одно место Писания, где на первый взгляд всё кажется очевидным, но вызывает множество вопросов о благости Бога и Его спасительном промысле. Касается оно весьма неординарной личности — первого царя Израиля — Саула. 15 глава 1-ой Книги царств знакомит нас с историей ослушания Саулом повеления Господня, которое он пытался загладить жертвенной кровью животных (причём из заклятого, того, что было уворовано Саулом у Бога. Предлагаем вам обратиться к статьям «Заклятие», «Клятва», «Проклятие»). На это пророк Самуил произнёс такие слова: «…неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя… А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа». 1-Цар. 15.22-23, 16.14.

Митрополит Иларион в своей книге «Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга III. Чудеса Иисуса» так комментирует эту историю: «Уместно ли сравнение между духом, одолевавшим Саула, и теми бесами, об изгнании которых рассказывается в синоптических Евангелиях? Как мы видим в данном повествовании дух, нападавший на Саула, назван злым духом от Господа или даже духом от Бога. Можно предположить, что в Саула вселялся некий особый дух, посланный Богом. Однако действие его описывается следующим образом: И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвожу Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него (1-Цар. 10.10). Слово «бесновался» употреблено в синодальном переводе для передачи еврейского hitnabbe’ (представляющего собой возвратную форму глагола nb’), в других местах переводимого как «пророчествовать (1-Цар. 10.10)».

Мы мало представляем как действует иной дух в человеке, в частности Божий дух. Нам кажется, что он абсолютно подчиняет себе хозяина и дальнейшие действия человека совершаются этим духом. Это неверно. Особенно это неверно в отношении Божьего духа. Человек в любом случае остаётся хозяином положения и действует в соответствии с собственным желанием, он самостоятельно интерпретирует влияние этого духа и действие производит человек, а не бесплотный дух. Невозможно представить, что дух от Господа внушил Саулу идею пригвоздить Давида копьём. Это была фантазия Саула. Под влиянием духа.

Что это за дух и каково его действие? А это уже знакомый Саулу дух, тот самый, под вдохновение которого он попал, оказавшись в сонме пророков. Только тогда он был молод, призван Господом и всё только начиналось. И реакция его на этот дух была совершенно иной, как и Самуил сказал ему: «…и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтырь и тимпан, и свирель, и гусли, и они пророчествуют. И найдет на тебя дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними, и сделаешься иным человеком. Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя; ибо с тобою Бог. …Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день». 1-Цар. 10.5-7, 9.

И дух этот был на нём Дух. Что умалило Духа Божьего до духа? Это мы читаем в словах Самуила: непослушание Богу. И уже под действием этого духа, который по-прежнему призывал Саула к послушанию, он хватался за копьё, совершал всё более неверные действия, будучи последователен в своём отступлении.

Бог неизменен, и «…дары и призвание Божие непреложны». Рим. 11.29. Знакомый Саулу с юности дух остался тем же, изменилось отношение человека к нему. Добрый дух стал злым только в Сауле, путём трансформации внутри человека: «доброе сделалось мне смертоносным» (Рим. 7.13). И в этом случае Господь скажет устами пророка Иезекииля: «А дом Израилев говорит: «неправ путь Господа!» Мои ли пути неправы, дом Израилев? Не ваши ли пути неправы? Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух…». Иез. 18. 29-31.

Бог предложил Саулу всего Себя. Царь, поняв и приняв Господа частично, остался с тем, кого он представлял на месте Бога: « А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа».

В предыдущих статьях об Иове и в последующей теме о взаимоотношениях Бога и сатаны мы рассматриваем падшего духа как орудие Бога. Это верно до поры-до времени, то есть до земной миссии Христа. Мы определим, каким образом выглядит расстановка сил в Новозаветное время, а пока возможна и часто встречающаяся интерпретация: сатана выступает в роли розги для наказания. Для духовно взрослого пытливого сознания это не является самодостаточным объяснением, поэтому закончив с Саулом, продолжим тему духовного противостояния в последующей статье «Бог и сатана».