Главный вопрос мироздания- как в одной личности уживаются две разнонаправленные сущности- человеческая и Божья. Будь то во Иисусе Христе или в нас, рождённых от Бога. Вследствие такой раздвоенности мы не можем до конца отдифференцировать, что нами руководит в различных ситуациях- человеческие черты характера или наитие, откровение, руководство Высокого Духа. Примечательно, что такая чувствительность и послушность (или непослушность- по настроению) духовному водительству коренится в людях с рождения (если точнее- с осознания себя и проявления воли, лет так с двух), а не с крещения, когда мы заключаем завет с Богом и получаем внутрь Духа Святого для «постоянного пользования».
Такая же трудность и в оценке качеств Иисуса. Что в Нём было от максимально правильного использования человеческого ресурса, а что- из мира сверхъестественного? В частности, Его проницательность.
«Но праведники прозорливостью спасаются» Пр. 11.9. Итак, что мы имеем как люди? Возможность внимательного наблюдения, способности мозгового анализа и синтеза, информация от самого человека или от других людей, память и опыт (свой и чужой). Сверхъестественное в нас- внезапное знание (именно так совершаются все научные открытия- человеку действительно как бы извне открывается дверь, в которую он безуспешно ломился, и даже во множество дверей). И тут нужно быть особенно осторожными- вы вышли в духовный мир.
Старшие церкви (Православная и Католическая), в основном, делают акцент на Божьей составляющей Иисуса Христа. Мы живём в прекрасное время, когда после нескольких веков самодостаточного существования, Православная церковь переосмысливает учение и по-настоящему поворачивается лицом ко Христу, снова открывая для себя первоосновы. Конкретно- то, что Иисус не только Бог, но и Человек. Странно, но мы нигде не встретим у отцов, что Иисус очень умный человек. Или Апостолы. Напротив, ставится акцент на безграмотности и простоте Учителя и учеников. Но в Иисусе все человеческие качества по максимуму, а значит Он чрезвычайно умён. Простота или учёность не равны и не противоположны природному уму и «ученость глупых- глупость». Пр. 16.22. И Библия и другие источники свидетельствуют о величайшей мудрости Соломона. Но воплощённый Бог говорит о Себе: «Царица Южная…приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона». Матф. 12.42.
Сложность в том, что речь идёт и о врождённых способностях интеллекта, и о чувствительности к голосу Божьему, и о готовности применить это Слово на практике. Всё вместе и даёт характеристику ума человека.
Ультрановые Протестанские течения (их много, например, в Америке), напротив, имеют тенденцию отодвигания на второй план Божества Иисуса, строя фамильярные отношения с Господом. Правда в одном- Бог продолжает готовить к браку Свою Невесту, а мы идём путём углубления своего познания для откровения любви.
Иисус, будучи вечным Богом, с увлечением жил в человеческом теле, полностью задействуя возможности Своего нового естества. Он был весьма наблюдательным и отзывчивым на любое нестандартное проявление в людях. Массу примеров мы находим в Евангелиях. Самый известный- жертва бедной вдовы. «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты… Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». Марка 12. 41-44.
Учитель специально сел там, «заняв наблюдательный пункт». Не для оценки, а с целью познания Себе подобных, человеческой природы, разлитой в людях. Например, с таким намерением: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Луки 18.8. Мы представляем бедную вдову старой, одинокой женщиной. Художники XVI-XIX веков изображают её молодой мамой с двумя маленькими детьми. Понимание её поступка за себя саму мы воспринимаем на грани понимания, за своих детей- вообще за гранью. Какая была необходимость отдавать две лепты, а не одну, оставив хоть что-то для выживания? Оказывается, по комментарию Александра Павловича Лопухина в «Толковой Библии», две лепты- это минимальная «ставка» для храмовой жертвы. Это просто не деньги и купить на них можно буквально три корочки хлеба.
Источник дальнейшего знания неизвестен. То ли Иисус лично был знаком со вдовой и образом её жизни, то ли кто-то рассказал Ему, то ли это было обычным положением вдов (естественное знание). Нельзя этого отрицать, как невозможное. Но возможно и получение знания сверхъестественным путём- Иисус увидел её. «Иисус… знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке». Иоан. 2.24-25.
Но даже и такое знание, не точное, конечно, а на уровне интуиции, вполне доступно людям. Специальности, основанные на контакте с большим количеством людей формируют такую способность. Любому, имеющему мало мальский опыт, понятно, что от человека нервного и неадекватного будут неприятности. Характер проявляется и в походке, и в положениях тела, и в мимике, и в том, как человек дышит, и в словах. А со знанием слова Божьего, интуиция переходит в поле логики, становясь частью естественного и доступного знания. «Слово приняло плоть, но не изменилось во плоти» (блаженный Августин). Иисус пропитан Словом, он говорит, мыслит и дышит Словом. Он- Само Слово.
Имея слова Господа о приношениях богатых, позволим себе небольшое отступление от темы. Церковные люди, «набившие себе оскомину» знанием Слова написанного, привыкают с пренебрежением и высокомерием относиться к «фарисеям». Но не исполняя ни нового, ни старого заветов, и будучи фарисеями среди обычных людей, ведут себя в приношениях Богу как бедные вдовы, отдавая Ему мелочь. А как хотелось бы побольше в этом вопросе видеть в церкви фарисеев, выполняющих десятины и приношения адекватно своим доходам, а не доходу неимущих. Попробуй честно исполнить хотя бы Ветхий Завет, поймёшь, как это трудно, а через это прорастёшь и до Нового.
Мы хотим знать, каков Бог. Мы спрашиваем, что чувствовал Иисус в той или иной ситуации? И в какое-то время вы услышите внутри себя- то же, что ты. Как Он относился к нему, к ней?- так же, как ты. Как Он любил?- так же, как ты. Если вы не можете поверить, что это так, значит вы ещё живой и вы в пути. И всё же, «недалеко ты от Царствия Божия». Марка 12.34.