Статьёй «Характер Иисуса. Скромность» мы положили начало ознакомления с отдельными чертами личности Иисуса Христа. Независимо от того, как вы относитесь к Иисусу, интересно и полезно знать каков человек в своём совершенстве, как выглядит тот эталон, заложенный в каждом из нас. А то, что Христос им является, вынуждены согласиться даже Его судьи и палачи.
Сегодня поговорим о послушании. На первый взгляд это очень простое понятие: послушался- не послушался, выполнил волю родителя- не выполнил. Как в той притче о двух сыновьях (Матф. 21.28-31)- отец попросил у детей помощи в обработке виноградника- один отказался, но позже, раскаявшись, пошёл; другой охотно согласился, однако же не двинулся с места. Кто послушен отцу?
На деле, как мы уже не раз акцентировали на этом (по примеру Господа), видимость- вторична. Главное заключено в мотивах поступка, в том, что движет людьми. «Правильное» воспитание зачастую похоже на дрессировку. Надрессированный человек не сможет пройти, не поздоровавшись, даже если он «видеть не может» встречного. Мы никогда не используем такие слова в отношении людей, мы говорим, что он хорошо воспитан, не имея ни малейшего желания разбираться в его чувствах. Но всё осложняется (или упрощается- как посмотреть) тем, что хорошо воспитанные люди и сами не желают или не умеют слышать свои настоящие чувства.
Это относится, без преувеличения, к каждому из нас, ведь никто (!) не скажет про себя, что он плохо воспитан. Это правильно, ведь констатация плохого воспитания содержит в себе непочтительное отношение к родителям. А главное, подрывает наш собственный авторитет (это наглядный пример, когда исполнение заповеди и личные интересы совпадают буквально).
Поэтому, у нас «закипают мозги», когда мы знакомимся со словом Божьим. Точно так же они закипали и у отцов церкви, вынужденных противостоять заблуждениям в понимании личности Божества. Результат этого кипения- устойчивое и проверенное временем учение Церкви Христовой.
Так, на первый взгляд, непонятно, почему Никейский собор в 325 году осудил представление о субординации (подчинении) между личностями Отца, Сына и Духа Святого. Нам очевидно, что между родителями и детьми существуют отношения подчинения, где есть старшие и младшие, наделённые властью и те, кто этой власти подчинён, более опытные (сильные, умные и так далее) и менее… Вот это «более-менее» и характеризует отношения подчинения, а значит подразумевает правила, как рамки дозволенного, а значит дрессировку.
В своём человеческом представлении мы, говоря о послушании, подразумеваем подчинение. Что ещё хуже- на этой путанице мы строим своё Христианство, своё превратное представление о взаимоотношениях с Богом. Между тем, эти понятия разделяет пропасть, где с одной стороны- жизнь, с другой- смерть. Послушание, всегда и только основанное на любви- жизнь; подчинение, в основе которого условные правила и нет любви- смерть: «буква убивает, а дух животворит» 2-Кор. 3.6.
Господь удивительным образом сотворил мир. Для Него нет разницы в размерах. Одна и та же логика положена в устройство необъятной вселенной и малейшего атома. Нам это трудно представить, мы просто свыкаемся с этим знанием. Но что нам ещё труднее представить- Бог в нас. Во всей Своей полноте входит в человека. То, что Иисус совмещает в Себе две природы- Божью и человеческую, гармонизируя их, не подчиняя одну другой, не подавляя, но они взаимодействуют в любви. И мы пришли в этот мир с одной-единственной целью- пройти такой же путь, дать родиться Человеку внутри себя и ужиться с Ним в любви в своём теле.
Итак, Библия, говоря об отношениях Иисуса и Небесного Отца, всегда имеет в виду послушание. «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти , и смерти крестной». Фил. 2.8. В то время как о земных родителях сказано: «…и был в повиновении у них». Луки 2.51. В человеческих отношениях, в частности семейных, трудовых и церковных, мы выполняем и условия субординации и принцип послушания. Но даже рассматривая отношения подчинения как необходимое условие порядка и организации, окончательное решение принимает свободная личность. Дети, находящиеся в повиновении у родителей по своему малолетству, с рождения обладают равными с ними правами- как носители человеческой природы. Так же и внутри Троицы. Конечно Иисус констатирует, что Отец больше Сына- по любви и по истине. Но это не значит, что у Сына меньше прав и полномочий, чем у Отца и Он обязан исполнить Его волю. Он исполняет её исключительно и только по Своему желанию.
К тому же дети выходят из состояния недееспособности, став совершеннолетними. С этого момента отношения подчинения между ними и их родителями прекращаются- они во всём равны- и в возможностях, и в ответственности. Родители, строящие общение с отпрысками только на своём авторитете, теряют их, потому, что с этого возраста вступают в силу исключительно принципы, замешанные на любви и уважении. Иисус, к слову сказать, «отметил» Своё духовное совершеннолетие на кресте- «Совершилось!» Иоан. 19.30.
И последнее. Мы живём для того, чтобы любить и быть любимыми. Мы ищем любовь, рисуем её как романтику, считаем её сильным чувством, разочаровываемся, когда она проходит. Всё это не имеет отношения к любви. Глядя на Христа, мы можем знать, как выглядит Любовь, воплотившаяся в человеке. Он стал таким, какими мы не хотим быть- униженным, избитым и осмеянным. Он не родился таким, Он был счастливым и весёлым ребёнком. Он рос, учился ходить и говорить. И любить Он учился так же, как мы. Словами «…хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» Евр. 5.8. Писание утверждает, что несмотря на то, что Иисус-Бог, Он приобретал навык послушания Отцу Небесному через страдания, а не имел его как врождённую черту личности. Предоставив нам земную жизнь с массой сырья в виде скорбей, Бог уравнял наши возможности с Первородным. Было бы стремление исполнить…