Характер Иисуса. Сострадание.

Мир живых устроен удивительным образом. Всю жизнь нас мотает из крайности в крайность- человек человеку- брат или человек человеку- волк? В нас сосуществуют обе эти истины и мы с искренним убеждением констатируем то одну то другую. Однако, некоторые утверждения залегают в нас так глубоко, что переживаются не только психологически, но и на уровне физиологии, проявляясь в теле. Именно так проявляется сострадание.

Все религии и учения, включая философию, справедливо расширяют эту способность, формулируя её как «сочувствие». В интерпретации Духа Святого это звучит как «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Рим. 12.15. Примечательно, что чаще цитируется только вторая часть высказывания- плачьте с плачущими, то есть та, которая о сострадании. Это тот минимум, который делает человека человеком. Теряя эту способность, особь просто выпадает из человеческой природы.

Дело в том, что способность испытывать чужую боль не является чисто психологической и не совсем зависит от нас. Это то, что подтверждает единство происхождения всех людей от одной крови и работает и на уровне тела. Этот процесс можно зарегистрировать и доказать. Так и поступили нейрофизиологи, отнаблюдав на мониторах, что у очевидца чужой боли возбуждаются точно те участки коры головного мозга, что и у человека, испытывающего болевые ощущения.

В то время, как возможность радоваться чужой радостью может быть только глубоко искренней и проявляется в любви. Хотелось бы сказать- требует труда души, но какой угодно духовный подвиг, только не этот! Возможно, это единственный абсолютный маркер любви.

Обозначенная тема проста в восприятии Писания, особенно Нового Завета. В предыдущей статье мы разбирали цитату из послания Апостола Павла к еврейской общине, где говорится о Сыне Божьем, который «страданиями навык послушанию» Евр. 5.8.

Способность сострадать формируется как ответ на собственное страдание. Именно на том, что болевая реакция заложена в нас как инструмент выживания и работает физиологическое реагирование на чужую боль. Поэтому было необходимо, чтобы Бог стал Человеком. В таком же теле. Никакое абстрактное восприятие не заменит реальности. Всевышний в этом не исключение. И настоящее представление о чём-либо и мы, и Он получаем, пережив это. Есть одна причина, почему Бог может сострадать- потому что Ему знакомо страдание на Собственном опыте и в Собственном теле. Честно говоря, зачем мне Бог, Который меня не понимает- каждого движения моей души, моего страха, боли и радости?

Сложности начинаются при изучении Ветхого Завета и учения церкви (в данный момент- о ортодоксальных Её ветвях). Они знакомят нас С Богом святым, отделённым и бесстрастным. Само понятие святой значит отделённый. Отделённый от чего-то (от зла, греха, творения) и отделённый для чего-то (сотворения блага). Мироздание, от камней до Ангелов, пришло в ужас при виде страданий и смерти Сына Божьего- Бог не может страдать, Он не может умереть, пошатнулись сами основы, теперь всему конец. Но Бог- всемогущий и Он буквально может всё, даже умереть, став грешником нашими грехами.

Самая большая тайна мира, как в Нём, а по принятию Духа Святого и в нас, сосуществуют две природы- человеческая и Божья. Творец такой как Его творение. О личности Бога мы правомочны судить по себе. Иисус в полной мере Человек, находящийся в общности со всеми людьми и испытывающий те же чувства, что и мы. Только они многократно усиливаются Божьей составляющей Его природы- «Касающийся вас касается зеницы ока Его» Зах. 2.8- тебя задели локтем, а Он это ощущает, как тычок в глазное яблоко.

Мы видим в Писании примеры чудес, условием для которых необходима вера принимающего- «Только веруй и спасена будет» Луки 8.50. Но ещё больше невозможного Иисус совершал безо всяких условий и просьб, являясь источником безусловной любви и сострадания, просто реагируя на горе человека. Например, воскрешение сына Наинской вдовы (Луки 7.11-17).

В теле Иисуса сосуществуют две природы. Он со-вместно-страдает с нами. Как Человек- вместе с нами, сопереживая, имея человеческий опыт скорбей; как Бог- вместо нас, буквально- взяв нашу боль, страдая моим страданием, и вознёсший её Своим телом на крест, убивший, уничтоживший её. Он стал посредником и буфером между святым и отделённым Богом и падшим человеком, взяв за руки Того и другого, чтобы каждый мог высказать Ему свои претензии к другому, предоставив возможность общения на равных. Бог смотрит на человека через призму Христа и так было всегда- до Его рождения в теле Марии равно как и после. А мы приближаемся к Святилищу через Иисуса Христа, имея «не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который подобен нам, искушен во всем, кроме греха». Евр. 4.15.